В Мире

Военное сотрудничество с Китаем – ответ на агрессию США

3р

В последние годы Вашингтон, совершенно уже не стесняясь, называет Россию и Китай угрозой, говорит о необходимости их сдерживать, «заставить ощутить их мощь США». В Белом доме разрабатывают глобальные экономически альянсы для изоляции Москвы и Пекина, а в Пентагоне — и это самое опасное – глобальные военные системы, направленные против нас. Это и создание глобальной ПРО для собственной защиты, и создание системы мгновенного глобального удара для нападения.

Такое давление США начинает играть против них самих, потому что сближает Россию с Китаем гораздо быстрее, чем это происходило бы в естественных условиях. И выводит нашего сотрудничества уже и на военный уровень.

Против американской системы глобального молниеносного удара прошли первые в истории совместные российско-китайские командно-штабные учения (ККШУ) под названием «Воздушно-космическая безопасность-2016». В качестве базы для проведения учений был выбран Центральный научно-исследовательский институт Воздушно-космической обороны Минобороны России. В заявлении пресс-службы ведомства сказано:

«Основной целью ККШУ была отработка совместных действий оперативно создаваемых группировок противовоздушной и противоракетной обороны России и Китая по защите территории от случайных и провокационных ударов баллистических и крылатых ракет. Поставленные цели достигнуты в ходе мероприятия в полном объеме. В рамках учения отрабатывались задачи: согласования подходов к взаимодействию при решении задач противоракетной обороны; определения принципов применения совместных группировок противовоздушной и противоракетной обороны; определения направления дальнейшего сотрудничества в области противоракетной обороны».

Такого рода усиление интенсивности военного сотрудничества двух наших держав можно только приветствовать (а в Вашингтоне, надо полагать, это является большой головной болью). Можно вспомнить, что у нас были печальный опыт конфронтации с Китаем и многолетняя история напряжённых отношений в советские времена – даже возник термин «трёхполярный мир», где два полюса из трёх были к нам недружелюбны. Конфронтация на два фронта стоила бы дорого и была бы разрушительна с точки зрения внешнеполитической. И тем больше сегодня оснований радоваться, что наши и китайские лидеры не только находят общий язык в политических вопросах, не только развивают экономические связи, но и расширяют военное сотрудничество, потому что именно оно является одним из признаков действительно хороших отношений, а не просто «купи-продай» и сиюминутной выгоды.

Поскольку речь шла не просто о закупке партии вооружения, а именно о совместных учениях, длившихся почти неделю, то это совершенно другой уровень доверия. Оружие мы продаём много кому, а совместные учения до сих пор проводили только с союзниками, в основном с Белоруссией, Казахстаном. Тем более что речь идет не об обычных учениях, а в такой чувствительной сфере, как воздушно-космическая оборона, связанная с применением наших комплексов С-300 и С-400, которые являются головной болью номер два для американцев после наших ядерных арсеналов.

Столь высокий уровень сотрудничества в военной сфере является индикатором общего уровня отношений и тоже характеризует его как крайне высокий. Для России это огромное преимущество, потому что Китай – наш огромный сосед, вторая или первая, по разным оценкам, экономика в мире, с огромным населением и ядерным потенциалом. С таким соседом отношения важны просто по определению.

Тем более что Китай оказывается влияние на бывшие советские республики Центральной Азии, на присутствие в политике которых мы также претендуем. Высокий уровень отношений между нашими странами позволяет России в этом чрезвычайно важном и для них, и для нас регионе проводить согласованную и выверенную политику, а не сшибаться лбами по каждому вопросу и уходить в конфронтацию из-за постоянно возникающих трений.

Более того, Россия и Китай сопрягают интеграционные геополитические и геоэкономические проекты, фактически, поддерживая инициативы друг друга, а не ставя палки в колёса. Вот как прокомментировал эту ситуацию для журнала «Политическая Россия» военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона», директор «Центра анализа мировой торговли оружием» Игорь Коротченко:

Прошедшие учения – это элемент отработки тактики и стратегии общих действий в ответ на американскую концепцию мгновенного глобального удара, где в качестве потенциального противника у американцев рассматривается в одном случае Россия, а в другом – Китай. Учитывая, что китайский противовоздушная оборона основана на российских технологиях: речь идёт как о ранее поставленных в эту страну зенитно-ракетных комплексах С-300, так и о уже подписанном контракте на поставку в Китай системы С-400, — совершенно очевдино, что Китай заинтересован в приобретении соответствующего опыта боевого планирования действий группировок сил воздушно-космической обороны по отражению ударов потенциального противника. Поэтому в рамках российско-китайского военного сотрудничества мы пошли на проведение таких учений для того, чтобы, во-первых, совместно отработать различные варианты реагирования на возможную американскую угрозу, а с другой стороны, приобрести необходимый опыт. В том числе для совместных операций в данной сфере. К тому же следует учитывать, что у Советского Союза и России, как его правопреемницы России, накоплен значительный опыт по проведению операций в сфере противовоздушной обороны. Китай, естественно, заинтересован в том, чтобы часть этого опыта тоже приобрести, совместно отработать какие-то командно-штабные мероприятия. Это не говорит о полноценном военном союзничестве, но мы рассматриваем Китай как дружественную нам страну, с которой в данный момент у нас намечается, как минимум, тактическое совпадение интересов. Интересы в сфере безопасности у России и Китая не являются идентичными, но там, где они совпадают, мы, благодаря высокому уровню политических отношений, можем идти на военное сотрудничество в той или иной сфере.

Игорь Юрьевич Коротченко

Из этого можно сделать два вывода. Во-первых, угрозы США заставляют сильнее сплачиваться страны, которые США называет враждебными себе, а для России крайне выгодно, когда один из мощнейших наших соседей поддерживает дружественные политические отношения с нами. Конфронтация с Китаем дорого обходится: мы это уже проходили, а сейчас пройдут и американцы. Для нас же эпоха дружбы с Китаем в эпоху мирового кризиса и в момент давления со стороны Запада является крайне важным.

И не только потому, что даёт нам дополнительную точку опоры в политических и экономических отношениях. Европа, видя, что Россия отнюдь не изолирована, как они мечтали, начинают постепенно приходить к мысли, что режим конфронтации с нами, который они избрали, приносит нам не так много вреда, как они думали, но по ним самим бьёт значительно больнее, чем они рассчитывали. Это может подтолкнуть Европу в перспективе к постепенной отмене санкций.

Во-вторых, бессмысленно агрессивная политика США загоняет в угол и Китай: в иной ситуации они, пользуясь временным ослаблением позиций России и собственным экономическим превосходством, могли бы занять куда более жёсткую позицию по очень многим переговорным позициям.

Но наличие у России передового оборонного опыта и военных технологий заставляет Китай умерять их аппетиты на переговорах разного уровня, понимая, что без военно-технической поддержки России у их экономического процветания может оказаться недолгий век, если оно не будет гарантировано надёжно защищённым суверенитетом.

Россия является не только одной из ведущей стран в этой сфере, но и наша внешняя политика, многократно испытанная историей, подтверждает, что мы своё слово держим и не меняем решения. Как это делали, к примеру, ненадёжные европейские партнёры во время истории с «Южным потоком».

Источник

Фото Politrussia

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.