Все, наверное, видели испытание нового детища великого и ужасного Илона Маска, прототипа поезда Hyperloop One. Видео состоит из проезда тележки странного вида по нескольким сотням метров рельсов. Утверждается, что при этом достигнута впечатляющая, невиданная скорость в 160 км/ч.
Уже в 2019 году по вакуумным трубам понесутся грузовые поезда, в 2021 пассажирские. В течение 10 лет между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом проляжет железная дорога будущего всего за 6 миллиардов долларов, стоить она будет намного меньше железных дорог с поездами на магнитной подушке. В подтверждение реализуемости планов кроме тележки показали небольшой мультфильм и краткое интервью с улыбающимся Маском. Все, никаких сомнений. Будущему быть.
![](http://cont.ws/uploads/pic/2016/6/075505c5debe47b7a3ee10950e74df8c_201605190703.jpg)
Огромный энтузиазм вызвала скоростная тележка у телеканала «Дождь» и его друзей. Была выбрана любопытная подача новости: масковский Hyperloop сравнили с разрабатываемым «Баргузином» (пусковой комплекс межконтинентальных ракет железнодорожного базирования). Логичней, казалось бы, сравнить с российской системой скоростного пассажирского железнодорожного сообщения, или с крупнейшей в мире китайской (19 тыс. километров, больше чем у всех остальных стран вместе взятых), или американской (734 км единственной линии Бостон-Вашингтон, средняя скорость аж 104 км/ч).
![](http://cont.ws/uploads/pic/2016/6/original%20%2823%29.jpg)
Впрочем, такой подход был бы уместен, занимайся «Дождь» и родственные издания журналистикой с новостями, а их профессия, как известно, куда масштабней.
![](http://cont.ws/uploads/pic/2016/6/13239211_581017962071858_2264192342885140799_n.jpg)
После десятилетий борьбы, голосований, перераспределения бюджетов и прочих обычных для подобных проектов маневров, реальную скоростную дорогу (California High-Speed Rail) решили строить. Первые деньги выделили в 2008, а работы начали в январе 2015. Закончить планируют в 2029. Маршрут предполагается чуть длинней, чем у Маска, дорогу протянут за Лос-Анжелес, до Анахайма. Непонятно, почему в мультфильм не добавили пару кадров и не продлили дорогу. Недоработка, на мой взгляд.
Значительную часть маршрута Анахайм-Сан-Франциско не возводят заново, а реконструируют существующие пути. Бюджет оценивают в 68.4 миллиарда, при этом он, как обычно, имеет тенденцию постоянно расти, с одновременным увеличением сроков.
![](http://cont.ws/uploads/pic/2016/6/california-high-speed-rail-04-lg-1024x576.png)
Итак, реальную дорогу собираются строить двадцать с лишним лет за семьдесят миллиардов, при наличии, заметим, детально проработанных и многократно реализованных технологий. Вакуумную красоту при этом обещают за десять лет, при отсутствии хотя бы километрового тестового образца. Ну, и вдесятеро дешевле, что особенно интересно. Понять хоть что-нибудь толком, конечно, невозможно, поскольку ничего конкретного нам не показывают, но можно попытаться. Судя по картинкам и скупым обмолвкам, предполагается положить стальные трубы на бетонные опоры. Труба диаметром 2.3 метра с 20 мм стенками будет весить тонну на погонный метр, таких труб нужно две, все это лежит на железобетонных опорах способных нести подобные нагрузки. $8000 на погонный метр дороги? Это шутка такая?
![](http://cont.ws/uploads/pic/2016/6/13217544_581018498738471_836677445286007411_o.jpg)
Строительство подобного сооружения неизбежно окажется существенно дороже строительства (тем более реконструкции) обычной скоростной железной дороги. Непонятно, даже приблизительно, что здесь может обойтись дешевле. И это еще оставляя в стороне огромное количество в принципе никем и никогда не решавшихся технических проблем. Одно поддержание вакуума в таких колоссальных объемах чего стоит.
Перед нами характерная подмена скучной реальности и настоящего технического прогресса бесконечным шоу с красивыми рендерами и растянутыми футболками не по размеру. Почему-то из последних презентаций исчезли солнечные батареи, прежде сплошняком покрывавшие будущее чудо техники (на них все и должно было работать). Если кому совсем нечего делать, можно посчитать потенциальную генерацию и удивиться несоразмерности, можно ехидно спросить, как оно поедет в пасмурную погоду или ночью. Тлен все эти ваши расчеты, солнечные батареи не испортили еще не одной презентации, ни одного репортажа.
![](http://cont.ws/uploads/pic/2016/6/27ae8464da110866bef97b2c0a124c9a.png)
Строительство настоящей железной дороги (той же калифорнийской) новостным агентствам глубоко безразлично. Там тысячи серьезных профессионалов занимаются скучной рутиной. Инженеры чертят проекты, рассчитывают мосты, находят неожиданное решение, позволяющее применить какую-нибудь немецкую сверхпрочную шпильку в сейсмоопасном районе. Кому это интересно? Снабженцы выбиваются из сил, согласовывают графики поставок, воюют с инженерами, пытаясь внести изменения в сортамент поставляемого металла. Взмыленные юристы бьются за размер компенсаций с землевладельцами. Технадзор ловит нерадивых подрядчиков. У конструктора поезда внезапное озарение, позволяющее снизить расход электричества на 2%, может даже на 2.5, а вес на сотню килограмм. Тоска и занудство.
Можно было бы сделать вывод, что Маск и его ребята бессмысленные прожектеры и обреченные неудачники. Ничего подобного. Они виртуозно обращаются с бестолковщиной, рассевшейся по редакциями планета Земля, а это, при должном мастерстве, оптимальный инструмент добычи денежных знаков из государственных бюджетов.
![](http://cont.ws/uploads/pic/2016/6/5AcxDF0Iat0b7b6043677e47f46e-3585662-Elon_Musk_CEO_of_Tesla_Motors_unveiled_his_designs_for_a_super_f-a-62_1463000469818.jpg)
Когда планируют действительный прорыв, начинают со скромных тестовых проектов. Десяток километров из центра города в аэропорт, например. Вместо этого предлагаются прожекты космического масштаба, то из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско, то из Амстердама в Париж, чего стесняться-то.
В 19-ом веке говорили: «Каждую минуту рождается лох». Наивные, дремучие времена, не знавшие по-настоящему массового, поточного производства.
1 комментарий
Короче дороги строить не будут.Всех загонят в трубы и смоют как пенсию