Сборка перспективного многоразового гиперзвукового космического беспилотника XS-1 начнется в 2017 году. Как сообщил ресурс Defence Talk, в начале будущего года Агентство перспективных оборонных проектов (DARPA) Пентагона выберет проект одного из участников тендера на разработку аппарата. При этом готовые проекты должны быть представлены для изучения не позже 22 июля 2016 года.
В настоящее время в тендере участвуют три консорциума американских компаний: Boeing с BLue Origin, Masten Space Systems с XCOE Aerospace, а также Northrop Grumman с Virgin Galactic (контракты с ними были подписаны в 2014 году — когда и стартовал проект). Согласно планам DARPA, испытания нового БЛА должны начаться в 2019—2020 году.
Ранее сообщалось, что сборка первого демонстратора технологий начнется весной 2016 года, однако эта фаза была сдвинута по финансовым причинам. Уменьшенный опытный образец с полезной нагрузкой от 408,2 до 680,4 кг должен будет выдержать серию из одного запуска на орбиту в сутки на протяжении десяти суток подряд. Причем в ходе такой серии запусков аппарат не должен ремонтироваться и проходить техническое обслуживание.
Отмечается, что XS-1 в перспективе будет использоваться для доставки на низкую околоземную орбиту различного оборудования. Стоимость одного запуска серийного аппарата не должна превышать пяти миллионов долларов. Предположительно, БЛА представляет собой возвращаемую на стартовую площадку крылатую первую ступень, разгоняющую невозвращаемую вторую ступень, которая выводит на орбиту полезную нагрузку. Согласно требованиям DARPA, серийный XS-1 должен развивать скорость более десяти чисел Маха (11,5 тысячи километров в час) и нести различную полезную нагрузку общей массой от 1,36 до 2,27 тонны. По своим размерам сам XS-1 должен быть сопоставим с американским истребителем F-15 Eagle, длина которого — 19,43 метра, высота — 5,63 метра, размах крыла — 13,05 метра.
Как отмечают в DARPA, использование XS-1 должно снизить стоимость запуска правительственных спутниковых аппаратов в то время, как цена вывода на орбиту аппаратов с помощью классических ракет-носителей постоянно растет. В случае успеха американцы резко изменят ситуацию на рынке космических запусков, что негативно отразится и на заказах для российского провайдера. Отметим, что в 2015 году Россия являлась мировым лидером по запускам ракет космического назначения с 26 запусками, как и в 2014 году — с 36 запусками. Количество американских запусков в 2015-ом — 20.
Однако это еще не все — не стоит забывать, что подобные разработки имеют двойное назначение. По мнению экспертов, БЛА XS-1 в ходе войны могут выступать как средства для быстрой замены спутников, поврежденных или уничтоженных противником. Также программа Experimental Spaceplane One (XS-1) позволит США провести эксперименты с гиперзвуковыми аппаратами, способными достичь любую точку на планете и выходить на околоземную орбиту. То есть эта программа — один из инструментов реализации утвержденной еще Джорджем Бушем-младшим концепции «Быстрого глобального удара» (PGS — Prompt Global Strike), наряду с такими, как Advanced Aerospace System Concepts (AASC), Hypersonic Air-breathing Weapon Concept (HAWC), Tactical Boost Glide (TBD), NAI WaveRider, Force Application and Launch from the CONtinental US (FALCON).
Отметим, что аппарат будет создаваться по схеме, аналогичной уже существующему космическому беспилотному кораблю X-37B. Аппарат X-37B управляется ВВС США, его миссия засекречена. В настоящее время совершает четвертый полет в рамках данной программы — X-37B (OTV-4) был запущен 20 мая 2015 года с помощью ракеты-носителя «Атлас-5» со стартовой площадки SLC-41 базы ВВС США на мысе Канаверал. Отметим, что его предшественник — аппарат OTV-3 — находился на орбите 674 дня. Длина X-37B составляет 8,8 метра, размах крыла — 4,5 метра, а высота — 2,9 метра. Максимальная взлетная масса этого аппарата составляет 4,99 тонны. Оснащен грузовым отсеком длиной 2,1 и шириной 1,2 метра. Питание бортовых систем беспилотника во время пребывания на орбите осуществляется за счет солнечных панелей и накапливающих энергию аккумуляторных батарей. То есть главное отличие XS-1 от X-37B (помимо габаритов) — в способе достижения орбиты: аппарат X-37B выводит на орбиту РН, в то время как XS-1 должен стартовать самостоятельно.
Отметим, что авторитетный журнал «Jane’s Defense Weekly» не раз публиковал материалы, в которых говорилось, что этот проект (X-37) полностью работает в интересах Минобороны США. Более того — предусматривает вывод в космическое пространство оружия класса «космос-космос» и «космос-поверхность». Дело в том, что Вашингтон уже на протяжении долгого времени всячески уклоняется от переговоров по предотвращению размещения в космическом пространстве оружия, кроме размещения оружия массового уничтожения, что запрещено на основании договора, вступившего в силу 10 октября 1967 года. Как отмечал в интервью «СП» бывший заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский, «договор 1967 года запрещает размещение ядерного оружия в космосе, но американцы и не собираются это делать: у них есть планы по созданию системы ПРО, которая предполагает космический эшелон — размещение различных платформ на разных орбитах».
Можно предположить ряд задач, на которые данный аппарат будет ориентирован, отмечает эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов.
— Это, в частности, использование в качестве перехватчика, действующего как против целей как в атмосфере, так и в космическом пространстве. Кроме того, разумеется, возможны задачи по разведке. Роль же бомбардировщика, о которой рассуждают некоторые коллеги, в принципе, конечно возможна, но, полагаю, маловероятна.
Требования, которые в целом предъявляются космическим БЛА, продиктованы задачами, для которых создается данный аппарат, которые, как я отметил, можно только предполагать в силу недостатка информации. Кроме того, требования к данному аппарату также обусловлены необходимостью функционирования как в атмосфере, так и в безвоздушном пространстве. Стоит отметить, выигрыш в части приобретения подобного рода универсальности неизбежно повлечет за собой проигрыш в ряде технических характеристик — различие сред не позволяет создавать аппараты, эффективно работающие всюду.
Что касается отличий между X-37B и XS-1, то здесь, в принципе, уместно и хронологически более глубокое сопоставление с проектами 60−70 годов, включая американский X-20 Dyna Soar и советский «Спираль». Что же касается сравнения с Х-37, то насколько об этом позволяют судить доступные данные, XS-1 крупнее его как по габаритам, так и по массе. Тем не менее, обе данные разработки, на мой взгляд, в основном направлены на достижение одной цели. А именно, на отработку технологий создания перспективных воздушно-космических аппаратов различного класса.
Фото globenewswire.com