По очень примерным оценкам специалистов, ежедневно в мире выпивается не меньше 2 миллиардов чашек кофе. Это как минимум 500 миллиардов чашек кофе в год (на приготовление одной чашечки уходит 7-9 г кофе). Считается, что рынок кофе является вторым по объему после нефтяного.
Самым большим потребителем кофе в мире признана Финляндия, в которой каждый гражданин ежегодно употребляет не меньше 12 кг бодрящего напитка. В Украине этот показатель держится на уровне 1,5-2 кг в год, а значит, «кофейных отходов» у нас достаточно много, а вот хороших дорог – очень мало.
На днях в авторитетном научном журнале «Construction and Building Materials» («Строительство и строительные материалы») было опубликовано любопытное исследование. Оно гласило, что пока инженеры различных компаний строили суперсовременную беспилотную и электрическую технику, изобретатели строительных материалов ломали голову над тем, как создать новое дешевое и прочное дорожное покрытие для них. Сидели над чертежами, корпели в лабораториях и устраивали мозговые атаки. И все это время для придания мозгу и телу тонуса, каждое утро они выпивали по нескольку чашечек свежесваренного кофе, считая его лишь средством для усиления инженерной потенции. И вдруг, в один прекрасный момент, они осознали, что ежедневно в мире образуются тонны кофейной гущи, выкидываемой человечеством на обочину своей жизнедеятельности.
«А нельзя ли ее куда-нибудь приспособить?», подумали они и занялись изучением свойств «кофейных отходов».
Это исследование проводилось под руководством Аруала Арулраяха, одного из профессоров австралийского технологического университета Суинтерна (Мельбурн), который уже не первый год занимается внедрением технологий использования переработанных материалов, таких, как битый кирпич, стекло и бетон в дорожном строительстве.
Поначалу группа исследователей отправилась в местное кафе и забрала оттуда всю кофейную гущу. Затем на протяжении пяти дней они высушивали ее в печи при температуре 50 °C. А после, в пропорции 7 к 3 частям, смешали со стальным шлаком, добавив в эту смесь жидкий щелочной раствор для связывания веществ. В итоге у них получился материал, который можно спрессовывать в цилиндрические блоки, показавшие достаточную прочность, чтобы их использовать в качестве грунтового материала под тонкий слой основного дорожного полотна.
«В среднем обычное кафе выкидывает около 150 кг кофейной гущи» — говорит профессор Арулраях. «По нашим оценкам, используя только эти отходы, мы могли бы строить пять километров качественной дороги. Это позволило бы уменьшить количество отходов и сократить использование дорогостоящего асфальта».
Так не пора ли и нашим ученым и инженерам попытаться использовать кофейную гущу для пользы дела? Может, гражданам полезнее сдавать в госбюджет «кофейные отходы», чем платить ежегодные дорожные сборы, и так и не видеть в стране качественных дорог?