Не так давно я ехал на автомобиле и увидел баннер от партии, которую называть не стану. Он вещал что-то о справедливости и требовал снятия транспортного налога.
И я подумал, а что тут справедливого?
Платить налоги никто не любит, и партия, заявляющая о стремлении избавить народ от одного из них, обречена на кое-какое пополнение числа избирателей. Только если отмена налога несет обществу больше вреда, чем пользы, то такая работа с электоратом называется либо популизмом, либо глупостью.
Налоги необходимы государству. Только благодаря им оно имеет возможность защищать общество и оказывать социальную защиту. Чем, собственно, наше государство и заниматься.
В 2015 году 42,6% федерального бюджета ушло на оборонку. Печально, конечно, что мы вынуждены столько денег тратить на вооружение, однако мир жесток. Я могу привести в пример десятки стран, таких как Ливия, Ирак, Гранада, Панама, которые бы хотели иметь такой бюджет и такой военный потенциал, как у нас. Но его у них не было и их вооруженные силы оказались разгромлены, а страны разрушены. У нас, как ни крути, всегда было только два союзника — армия и флот.
Остальные расходы:
- 20,8% уходит на социальную политику;
- 9,1% тратится на национальную экономику;
- 8,5% на полицию;
- 4% уходит в региональные бюджеты;
- и 14% — прочие статьи расхода.
Вот так, армия, полиция и старики — 70% бюджета страны ушло.
Баланс федерального бюджета пополняет 11 источников налогов, в том числе НДС, акцизы, 13% подоходного, 2% с прибыли государства, на добычу полезных ископаемых и пр.
Под акцизы попадают алкоголь, табак, легковые автомобили, бензин, моторные масла и печное бытовое топливо.
Когда автомобилист, прослушав радионовости о падении стоимости нефти, удивленно смотрит в кошелек, расплачиваясь за бензин на отечественной автозаправке, он задается извечным для современной России вопросом: почему бензин-то не подешевел (подорожал)? Ответ, как ни странно, прост:
Можно ли убрать акциз или НДПИ?
НДПИ вы сами не захотите убирать, потому что, когда немецкий бюргер платит за бензин, сделанный из нашей проданной нефти, он платит в том числе и налог на добытое черное золото. Да и разве можно дать возможность компаниям бесплатно добывать наши недра? Ну а если убрать акцизы, то очень быстро станет понятно, что раньше-то дороги были очень даже ничего. А откуда еще брать средства на их постройку? С подоходного налога? С пошлин? За дороги платит тот, кто по ним едет, самым справедливым образом, от которого не уклониться и не сбежать — покупая топливо.
Из оставшихся 14 рублей первое — это транспортные расходы. Страна у нас большая — доставь-ка топливо из Сибири.
Второе — это изготовление топлива на нефтеперерабатывающем заводе. Почему нельзя меньше? Ну нам же уже давно надоело быть «сырьевым придатком Запада»? Мы уже не первый год усиленно строим нефтеперерабатывающие заводы. А на них, как известно, получают не только бензин, но и всё сопутствующее сырье для нефтехимической промышленности. Гораздо выгоднее продавать нефтепродукты, чем саму нефть.
Третье — доход АЗС. Огромная страна, огромные расстояния по бескрайним полям, непролазным лесам, где между городами пролегли сотни километров, но автозаправки стоят. Откуда бы они взялись к нашему удобству, если бы это не было выгодно?
Вы полагаете, ситуация только у нас такая?
Скажем, в Германии сейчас литр 95-го бензина стоит 1,35 евро, или 100 рублей. Из них налог на топливо — это около 48% (48 рублей), и еще следует добавить НДС 19%. Соответственно, Германия собирает со своих автолюбителей только одного акциза больше, чем у нас стоит бензин. Содержать в хорошем состоянии автобаны — дело дорогое.
Так же стараются делать и другие страны — поднимать акциз выше, потому что это необходимо.
Ремонтом федеральных трасс в России занимается дорожный фонд РФ, который формируется из базы в 345 000 000 тыс. рублей плюс акцизы на топливо и моторные масла, субсидии из бюджета (ну и еще с десяток десятков статей дохода, типа сдачи в аренду придорожной территории).
Достаточно ли этого фонда? Нет, недостаточно.
Что делать?
Можно поднять акцизы. Но повышение стоимости бензина выльется в повышение стоимости проезда в общественном транспорте, что не лучшим образом скажется на гражданах, не имеющих автомобиля, в том числе на социально незащищенных слоях населения.
Можно строить платные дороги. Это, на мой взгляд, является более справедливым решением. Опасаться платных дорог не стоит, они, если не ошибаюсь, строятся там, где есть бесплатная альтернатива. Типичный пример — дублер троекратно перегруженной трассы Питер—Москва.
Федеральные трассы — это артерии страны, а региональные дороги — это ее капилляры. Каждый субъект РФ, будь то область или край, занимается своими дорогами сам, для чего формирует региональный дорожный фонд. Из базовой части федерального фонда выделяется 8%, которые распределяются между всеми региональными фондами. На каждого получается понемногу, как вы понимаете.
Плюс часть собранных в регионе акцизов. Наш транспортный налог, с которого мы начали. Ну и субсидирование из федерального дорожного фонда. И еще несколько мелких источников.
Возьмем для примера дорожный фонд Архангельской области:
- Доход с акцизов: 2 430 181 тыс. рублей.
- Транспортный налог: 993 373 тыс. рублей.
- Субсидия федерального бюджета: 1 081 135 рублей.
- Трансфер из федерального бюджета: 209 010 тыс. рублей.
Как вы видите, транспортный налог занимает серьезную статью дохода в фонде.
При этом доход от акцизов меняется: то они большей частью уходили в федеральный бюджет, то в прошлом году, похоже, что полностью отправились в региональные фонды.
Однако, транспортный налог остается неизменной статьей дохода регионов.
Конечно, для автомобилиста транспортный налог и акциз может выглядеть как налог два раза заодно и то же, но не для государства. Но дело не в этом, а в том, что стране нужны эти деньги.
Если транспортный налог будет отменен по причине того, что весь доход от акцизов перейдет в регионы, или по какой-нибудь другой причине, то это не будет означать что мы станем платить меньше — просто бензин подорожает.
Однако не стоит полагать, что транспортный налог — это штука которую изобрели в России.
Например, в США во всех штатах установлена ежегодная плата за регистрацию автомобиля, а в некоторых штатах на это накладывается и еще один налог. Хоть в США и невысокие акцизы на топливо, но тем не менее выходит «три налога» на один автомобиль.
Во многих странах кроме акциза на топливо существует и прямой налог на дороги.
Ну и не забывайте о налоге на имущество, тоже достаточно распространенный. Есть автомобиль — заплати за него каждый год денежку.
Лично мне без разницы, будет ли транспортный налог существовать и дальше или на рубль поднимется бензин, но если бы я больше времени проводил в машине, я бы наверное выбрал налог.
Откровенно говоря, я не очень понимаю причины сыр-бора из-за этого налога.
Автомобиль мощностью до 100 л.с. обойдется в 2000–2500 рублей в год или по 166–208 рублей в месяц. Если мой доход составляет скажем 14 тыс. в месяц и 200 р. для меня критично, то откуда у меня взяться машине? Другое дело если у меня Range Rover Discovery Sport, купленный в кредит, и тогда, действительно, 7950 рублей в конце года могут меня огорчить.
Или BMW 640i xDrive в 450 лошадиных сил, и тогда в конце года мне придется заплатить 67 500 рублей. Но если владельца BMW шестой серии огорчают суммы транспортного налога, то замена масла или ТО его обеспокоит еще больше.
Меж тем, обратите внимание вот на что: у той же шестой серии расход топлива, обещанный производителем при смешанном стиле вождения, — 9,1 литра на 100 км. В два раза больше, чем у моей машины, а это значит, что владелец BMW при одном со мной километраже заплатит акцизов только в два раза, больше чем я. Однако транспортного налога он заплатит более чем в 37 раз больше.
Поэтому господа, покупайте малолитражки в районе полумиллиона: вы будете экономить на топливе, на ТО, на запчастях, на ремонте и на транспортном налоге.
Послесловие
Кто-то может сказать что платить транспортный налог бесполезно, потому что всё разворовывается и до дорог ничего не доходит. Все разворовывается — это универсальный ответ на любые вопросы и способ сбросить с себя ответственность. На самом деле и дороги строятся, и нечестных на руку подрядчиков, как и чиновников, хватает. И с теми, и другими идет борьба.
В 41-м году комендантов крепостей с мохнатой лапой хватало, и в 42-м году ловкачи среди снабженцев не переводились, несмотря на военно-полевые трибуналы. Ну так что же теперь, нужно было прекратить сражаться?
Фото Politrussia
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).