Кризис в Европе как политический, так и экономический приобретает все большие масштабы, никто не хочет делать своей валютой евро
Позиции Европы на международной арене становятся слабее с каждым годом. Это отражается практически на всем: авторитете ЕС, его экономике, внутриполитической стабильности, целостности Шенгенской зоны, а также на его валюте. Ситуация стала настолько плохой, что сегодня желающих сделать евро своей валютой больше нет. Многие стремятся получить тот же высокий уровень жизни, как в Германии, но вот заменить деньги никто не хочет, даже Украина.
Если за последние 9 лет еврозона пополнилась на 9 членов, т. е. теперь в нее входят 19 государств, то сейчас на общеевропейскую валюту никто не хочет переходить. Вполне вероятно, что 20-й член еврозоны, если она до этого момента не развалится, появится не раньше, чем через 7-8 лет.
Причин подобного процесса множество, но самая главная – это недоверие после кризиса 2008 года и наглядный пример Греции, чья экономика де-факто мертва и подкачивается очередным кредитом, чтобы покрыть малую часть предыдущего.
В связи с этим Еврокомиссия старается стимулировать интерес к евро. Совсем недавно она напомнила Болгарии, Чехии, Хорватии, Венгрии, Румынии, Польше и Швеции, что они до сих пор не провели соответствующих реформ в экономике, чтобы вступить в зону единой валюты. Только вот поможет ли такой «окрик» Брюсселю – это еще большой вопрос. Вполне возможно, что эффект будет обратный в виде раздражительного отказа со стороны всех вышеперечисленных стран. Многие государства, особенно в Восточной Европе, вообще привыкли больше получать, чем отдавать.
Конечно же, когда государство вступает в ЕС, то страна уже автоматически как бы заявляет о намерении перейти на евро. Но переменчивый характер и временная амнезия накрыли все восточноевропейские державы и Швецию. Пример Испании, Кипра, Ирландии, Португалии и Греции оказался слишком уж наглядным.
Сюда нужно добавить и объективные возможности страны, которая хочет вступить в еврозону. Мало кто сегодня в Европе может контролировать инфляцию и держать дефицит бюджета ниже 3% от ВВП, а госдолг – 60%. Следовательно, чисто технически соблюдать условия особой зоны с одной валютой ни один претендент не может.
Но Брюссель продолжает настаивать на своем. Такое желание обусловлено тем, что если ЕС не сможет и дальше распространять евро, то в ближайшем будущем у него появятся серьезные проблемы. Такие мировые валюты вообще держаться за счет постоянного спроса, в противном случае они могут в определенный момент просто рухнуть, утягивая за собой экономику тех стран, которые его используют. Вся сложность для Еврокомиссии состоит в том, что никаких реальных рычагов на восточноевропейские державы у нее нет, а значит, решения проблемы кризиса пока не существует.
Илья К. специально для Правда-ТВ