В нынешнем году УАЗ отмечает 75-летний юбилей. К круглой дате заводчане решили обновить не только модельный ряд, но и свою музейную экспозицию. Одна из ее частей вскоре покинет заводскую территорию. Для нее нашли площадку в центре Ульяновска — на месте одного из бывших кинотеатров. Основная же, автомобильная, часть экспозиции пока остается на месте
Первыми автомобилями, вышедшими из стен Ульяновского автозавода, стали ЗИС 5В — знаменитые трехтонки. Этот грузовичок был одним из основных транспортных средств Советской армии на фронтах Великой Отечественной войны.
Грузовик ГАЗ АА, известный в народе как полуторка, выпускался в Ульяновске с 1947 по 1951 год. Был рассчитан на перевозку 1500 кг груза. Полуторка считается самым массовым советским автомобилем середины прошлого века.
Вы удивитесь, но ГАЗ-69, производившийся с 1954 по 1972 год, считался в те годы грузопассажирским автомобилем повышенной комфортности. В его салоне могло разместиться до восьми человек.
Санитарные автомобили УАЗ-450А сходили с конвейера с 1958 по 1965 год. За округлые формы эти «уазики» получили прозвище «таблетка». Из-за компоновочных особенностей рычаг коробки передач располагался у перегородки, отчего водителю для переключений приходилось оттягивать руку назад.
УАЗ 469Б сходил с конвейера с 1972 по 1985 год. Представлял собой гражданскую версию военного вездехода 469, важной отличительной особенностью которого было отсутствие редукторов в ведущих мостах. Выпускался исключительно с тентовой крышей.
Автомобиль-амфибия УАЗ-3907 Ягуар был создан на основе модели 469. Но кузов свой, оригинальный — с двумя дверями. Под днищем были установлены два винта, позволявшие плавать со скоростью 9 км/ч. Но серийный выпуск машины так и не начался — распадающемуся Советскому Союзу было не до этого.
Еще одним нереализованным проектом стал УАЗ-3172. Этот автомобиль должен был прийти на смену устаревшему 469-му. По сравнению с выпускавшимися «уазиками» у него должна была быть возросшая проходимость, которую обеспечивали передняя и задняя блокировки межколесных дифференциалов, а также межосевая. Дорожный просвет составлял 325 мм! Автомобиль успешно прошел государственные испытания, но в 1993 году экономическое состояние завода не позволило начать серийный выпуск.
УАЗ-3172-01. Гражданская версия перспективного вездехода. Для этой версии был запланирован цельнометаллический кузов и более скромный клиренс — 220 мм. Но не сложилось…
Поскольку с новыми моделями не задалось, в Ульяновске решили модернизировать существующие автомобили. В результате появился 3153 — удлиненный вариант известного «козлика». Выпускался с 1997 по 2007 год.
УАЗ-3159 Барс вышел из шинели 3153. В отличие от исходника, в его распоряжении были редукторные мосты (они обеспечили клиренс в 300 мм), расширенная колея, более современный интерьер и ряд других усовершенствований. Годы выпуска: 1998-2006.
Еще одним отпрыском «козлика» стал экспериментальный пикап 2315, изготовленный в 1996 году. Однако в серию он не пошел.
Выпускавшийся с 1997 по 2005 год УАЗ-3160 стал новой вехой в истории Ульяновского автозавода. Автомобиль построен на базе «козлика», но благодаря современному кузову и интерьеру уровень комфорта поднялся на совсем иной уровень. Однако клиенты критиковали новинку из-за неважной устойчивости и управляемости, обусловленных короткой колесной базой.
Эту проблему удалось побороть с выходом растянутого УАЗ-3162 Симбир. Добавленные к базе 360 мм не только повысили устойчивость, но и улучшили плавность хода.
На основе 3162 в 2001 году был построен перспективный пикап УАЗ-2760. Автомобиль отличался не только практичным кузовом, но и дизельным мотором от Заволжского моторного завода. Но по целому ряду обстоятельств в серию эта модель не пошла.
Примерно в то же время был создан УАЗ-3165 Симба, представлявший собой некую смесь между внедорожником и микроавтобусом, рассчитанным на девять человек. Несмотря на высокий интерес потенциальных клиентов, до конвейера Симба не добрался.
Выпускающийся с 2002 года УАЗ-315195 Hunter стал первым автомобилем из Ульяновска, который назвали английским словом. По сути, это дальнейшее развитие модели 3151, которая получила 5-ступенчатую коробку передач, дисковые передние тормоза, пружинную переднюю подвеску и ряд других усовершенствований. В конце прошлого года Hunter был снят с производства, но через несколько месяцев его решили вернуть на конвейер.
Показанный в 2004 году УАЗ 3165М — еще одна попытка создания малотоннажного коммерческого автомобиля. Автомобиль планировали выпускать с несколькими вариантами кузова, с бензиновым либо дизельным мотором. Но дальше проекта дело не пошло.
Изготовленный на основе Патриота пикап с однорядной кабиной и удлиненной грузовой платформой УАЗ-23602-050 так и остался прототипом — в производство пошла версия с двухрядной кабиной.
УАЗ-296601-020 был создан в угоду Министерству обороны в 2010 году и предназначался для переводки личного состава или груза по всем типам пересеченной местности. Под капотом — дизель Iveco. Проект дальнейшего развития не получил.
А это УАЗ-3164, более известный как Patriot Sport. Выпуск начат в 2010 году. Попытка реинкарнации короткобазной модели 3160 оказалась неудачной — машина не нашла отклика у покупателей, поэтому на следующий год ее сняли с производства.
В середине нулевых ульяновцы предприняли попытку освежить Patriot по мотивам автомобилей Range Rover — об этом недвусмысленно намекает угол наклона задней стойки кузова. Но до серийного воплощения дело не дошло.