Барак Обама продлил еще на год санкции против белорусских чиновников. В послании президента США Конгрессу сказано, что «действия и политика определенных членов правительства Белоруссии и других лиц продолжают создавать необычную и чрезвычайную угрозу для национальной безопасности и внешней политики Америки».
Конечно, вряд ли кого-то удивит, что Вашингтон вводит санкции против какой-то страны. Различные «списки» стали нормой для американской политики. Небезосновательны доводы тех, кто считает события на Украине лишь удобным предлогом для давления на Россию. Если бы в соседней стране всё было благополучно, то санкции были бы мотивированы каким-нибудь «делом Магнитского». Достаточно вспомнить поправку Джэксона — Вэника, которая была принята в 1974 году из-за ограничений на эмиграцию советских граждан. Санкции были сняты с нашей страны только в 2012 году, когда давно не было ни ограничений на выезд, ни вообще Советского Союза.
В то же время поражает некоторая непоследовательность в политике Вашингтона. В октябре прошлого года США частично сняли санкции с девяти белорусских компаний. Многие наблюдатели заговорили о потеплении отношений между Штатами и Белоруссией. Теперь же Обама продлил санкции, введенные в 2006 году еще Джорджем Бушем. Речь идет об аресте находящейся на территории американской юрисдикции собственности десяти высших руководителей Белоруссии, считая самого президента Александра Лукашенко.
Удивляет и формулировка, почему санкции будут продлены. Неужели в США кто-то всерьез думает, что белорусские чиновники могут представлять угрозу национальной безопасности Америки? Известно, что даже по Конституции Белоруссии войска страны не могут быть использованы за пределами республики. Это если говорить о чисто военном аспекте. Но известно, что Минск не позволяет себе даже воинственной риторики в отношении Запада. Все речи официальных лиц исключительно о партнерстве и сотрудничестве. Да и нет объективно у Белоруссии таких возможностей, чтобы грозить Штатам.
— Вашингтон решил перестраховаться, чтобы Белоруссия не решилась на настоящую интеграцию с Россией, — считает эксперт Фонда «Народная дипломатия» Кирилл Аверьянов.
— Соединенные Штаты хотят держать Минск на «коротком поводке». Чтобы там не думали, что Запад готов всё простить и принять Белоруссию в семью «цивилизованных народов».
На мой взгляд, перестраховка совершенно не нужная. Лукашенко в последнее время сильно дистанцировался от России.
— По идее, Вашингтон должен был сделать шаги навстречу Минску.
— Это такая политика «кнута и пряника». Евросоюз снял с Лукашенко санкции, недавно он летал в Италию, встречался с Папой Римским и итальянским президентом. Но Запад хочет показать, что не даст собой крутить так, как в случае с Россией. Запад ничего не забыл. ЕС опять может усилить санкции против Белоруссии. Они ведут политику «кнута и пряника», а мы проводим политику исключительно «пряника».
— Что должен сделать Минск, чтобы Вашингтон снял с него вообще все санкции?
— Белоруссия должна взять четкий курс на евроинтеграцию, тогда США одобрят политику Минска. Кстати, это вполне может произойти. У нас принято думать, что окончательный курс на евроинтеграцию Минск возьмет, когда там случится Майдан. На самом деле, сегодня наиболее вероятным преемником Александра Лукашенко называют нынешнего министра иностранных дел Владимира Владимировича Макея. Он очень хорошо воспринимается на Западе. Пару лет назад польскому изданию Макей заявил, что Белоруссия скоро вступит в Евросоюз. И если Лукашенко передаст власть Макею, санкции могут быть совсем сняты, отношения Запада с Минском полностью нормализуются.
На мой взгляд, будет идти постепенный дрейф Белоруссии в сторону Запада, но не будет того, что мы видели на Украине.
— В Соединенных Штатах угрозой считают любую самостоятельную политику любого государства, — говорит заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько.
— По мнению Вашингтона, никто не может иметь больше самостоятельности, нежели определили в Белом доме. Нынешние санкции вызваны тем, что Белоруссия не полностью перешла на западные рельсы, как планировали американские геополитики. Минск приманивали, белорусское руководство всячески склоняли к решительному разрыву каких-либо отношений с Российской Федерацией.
Но в Минске понимали, что сотрудничество с США может принести большую беду. Как правило, своих союзников американцы просто бросали. Поэтому руководство Белоруссии всё-таки не решилось полностью перейти на западный курс. Самым главным и основным примером для властей в Минске сегодня служит Украина. Но помимо Украины, которая, разорвав все связи с Москвой, погрузилась в состояние экономического, политического хаоса, существуют и другие примеры. Можно вспомнить бывшего президента ЕгиптаХосни Мубарака, который считался прозападным, но ради геополитических амбиций Вашингтона на Ближнем Востоке был фактически принесен в жертву. Можно посмотреть и на другие страны, которые тесно сотрудничали с США, но теперь переживают непростые времена. Взять хотя бы государства Балтии или Болгарию.
Сегодня Белоруссия наращивает взаимодействие с Западом. Но этот рост нельзя назвать доброкачественным. Отношения строятся даже не по принципу «вассал — сюзерен», а по принципу «холоп — пан». Холоп должен выполнять самую грязную работу и нищать, а пан ничего не делать и богатеть.
Думаю, что подобные прагматичные соображения властей в Минске и сыграли роль в том, что Белоруссия до сих пор не стала полностью прозападным государством.
Конечно, большую роль играет сильная зависимость белорусской экономики от России. Если Минск подобно Киеву разорвет экономические связи с Москвой, то экономика Белоруссии перестанет существовать в течение полугода. Практически вся белорусская экономика работает сегодня на российский рынок. Внутри Белоруссии потребляют примерно 10% собственной продукции. Конечно, белорусы пытаются диверсифицировать экспорт и поставлять товары на Запад. Но в критической ситуации этих усилий будет явно недостаточно.
Белоруссия продолжает играть в «многовекторность» политики, при этом государство пытается сформировать внутри страны националистическое сознание. Но всё-таки белорусское руководство не сделало всего, что ждали на Западе. Отсюда и новые санкции.
— Чего Штаты хотят от Белоруссии в идеале?
— В идеале США хотят, чтобы Минск разорвал отношения с Москвой и вошел полностью в орбиту влияния Запада. Через интеграцию в Евросоюз, через другие механизмы. Вашингтон пытается манипулировать Минском с помощью различных инструментов. Отсюда и кажущаяся на первый взгляд противоречивость санкционной политики, когда их вначале обещают отменить, потом продлевают.
— Но в итоге Минск просто не захочет иметь дело с Западом.
— Такого не произойдет. Белорусская экономика нуждается в кредитах, технологиях, заинтересована в развитии экономических и политических отношений. Естественно, Белоруссия будет выстраивать отношения с американцами. Вашингтон давит на Минск, чтобы заставить его делать хоть какие-то антироссийские шаги, пусть даже символические. Скажем, отказать в установке памятника Александру Невскому, который сейчас хотят поставить в Витебске.
Фото ТАСС