Как и предсказывала «Свободная пресса», демократы после бойни в Орландо призвали ввести запрет на свободную продажу стрелкового оружия в Америке. С таким заявлением в понедельник, 13 июня, выступила кандидат от демократов Хиллари Клинтон.
«Мы не должны попадать в ловушку оружейного лобби, заявляющего, что если мы не можем предотвратить все нападения, то и не должны пытаться это сделать» — заявила Клинтон, комментируя трагедию во Флориде.
Со своей стороны, члены Сената от Демократической партии собрались форсировать рассмотрение законопроекта об усилении контроля за продажей огнестрельного оружия. Об этом в понедельник объявил их лидер Гэри Рид.
«Нет никакого оправдания тому, что предполагаемые террористы могут покупать оружие. Я удручен, я на самом деле устал от нашего бездействия. Это позор для Сената США — не сделать ничего, чтобы остановить эти массовые убийства», — заявил сенатор.
С аналогичными заявлениями выступили демократы в Палате представителей. Они буквально требовали от спикера-республиканца Пола Райана объяснить, куда пропали внесенные ими законопроекты. Некоторые конгрессмены даже покинули зал заседания во время минуты молчания в память о погибших.
Поясним: за последние несколько лет демократы предложили несколько законопроектов, которые ужесточали правила в сфере оборота оружия. Дебаты по этому вопросу разгораются после каждого массового расстрела с применением легально приобретенных «стволов». Однако прохождению инициатив мешают республиканцы, имеющие большинство мест в обеих палатах Конгресса.
Тем временем выяснились новые подробности расстрела посетителей в ночном гей-клубе Florida Pulse, в результате которого погибли 49 человек, и еще 53 получили ранения. Оказалось, что ФБР следило за «стрелком из Орландо» — американцем афганского происхождения Омаром Матином. За последние три года его трижды допрашивали в ФБР по подозрению в возможных контактах с исламскими террористами, но каждый раз отпускали за недостаточностью улик.
Непосредственно перед нападением Омар Матин позвонил в полицию по номеру 911 и заявил о приверженности делу лидера «Исламского государства» * Абу Бакра аль-Багдади, а также высказался в поддержку терактов на марафоне в Бостоне, совершенных в 2013 году братьями Царнаевыми. По свидетельству очевидцев, уже в ходе расправы над посетителями гей-клуба Матин кричал «Аллах акбар».
Крупнейший в истории США массовый расстрел граждан предельно обострил борьбу в преддверии ноябрьских президентских выборов. Надо думать, вероятный республиканский кандидат Дональд Трамп, ранее призвавший закрыть доступ в США всем мусульманам, сумеет использовать бойню в гей-клубе как доказательство своей правоты, и получит новый козырь в поединке с Клинтон.
Удастся ли демократам на этот раз разоружить Америку?
— Хиллари Клинтон после расстрела в Орландо, я считаю, «понесло», — считаетзаместитель директора Института США и Канады РАН, профессор Виктор Кременюк.
— По сути, Клинтон попыталась переключить общественное внимание с острых внутриполитических проблем на тему контроля за торговлей оружием. На деле, трагедия в Орландо сигнализирует о глубоком неблагополучии внутри самой Америки. И запрет на свободную продажу стрелкового оружия тут не поможет — в конце концов, убить ведь можно и из рогатки.
Понятно, почему так происходит. Бараку Обаме нужно изобразить, что Америка следует верным курсом, и все в стране идет правильно и хорошо — есть только отдельные проявления нетерпимости. Клинтон тоже нужно показать, что она наследует политику Обамы, и все у нее идет великолепно. Да и Трамп, по большому счету, делает вид, что все в США хорошо.
— А что плохого происходит в Америке?
— В США идут глубокие кризисные процессы. Прежде всего, налицо политический кризис: обе партии не нашли достойных кандидатов. В Америке проживает около 300 миллионов человек, — и что, среди них не нашлось подходящих людей в возрасте 40−50 лет, которые могли бы взять на себя управление страной? Невероятно, но таких людей обе партии не нашли. И это, с моей точки зрения, первый несомненный признак кризиса.
Второй признак — в Штатах до сих пор тянется экономический и социальный кризис. Американцы пытаются его преодолеть, выдают за успехи надуманные цифры роста — но явного прорыва на этом направлении нет.
Третий признак — отношения с союзниками. Союзники чувствуют, что дела у Вашингтона идут плохо, и начинают всерьез задумываться, как бы с Соединенными Штатами размежеваться.
В целом, на мой взгляд, Америка сейчас находится в гораздо более глубоком кризисе, чем многие в России представляют. Проблема в том, что значительная часть населения США недовольна тем, что происходит в стране. И выхода из этого кризиса Америка не находит.
С этой точки зрения, расстрел в Орландо — это вспышка, взрыв ненависти и гнева американцев друг к другу. С такими настроениями населению Америки и пистолеты не нужны.
— России на руку этот кризис?
— Америка сейчас находится под угрозой взрыва. И нужно как следует взвесить, хорошо это для России и остального мира, или плохо…
— Вряд ли демократам удастся серьезно продвинуться по пути запрета на свободную продажу стрелкового оружия, — отмечает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков.
— «Стрелок из Орландо» владел автоматической винтовкой AR-15 и пистолетом на вполне легальных основаниях. А Клинтон и демократы требуют не вовсе прекратить торговать оружием, а существенно ужесточить нынешние требования к его потенциальным владельцам. Но даже если бы законы, которые сейчас предлагают демократы, были приняты, Омар Матин все равно имел бы право владеть оружием — недаром он девять лет проработал в одной из крупнейших в мире частных охранных компаний G4S, являющейся подрядчиком Министерства нацбезопасности США.
Есть еще один момент, который нужно учитывать: у республиканцев сейчас большинство мест в обеих палатах Конгресса. И эти люди не просто консервативны — многие конгрессмены и сенаторы от Республиканской партии, например, являются членами «Движения чаепития» (политическое движение в США, возникшее в 2009 году как серия протестов, вызванных, в том числе, актом 2008 года о чрезвычайной экономической стабилизации). Они настроены очень по-боевому — и против Обамы, и против Клинтон. И просто так, да еще на фоне избирательной кампании, своих позиций демократам не сдадут.
Тем не менее, я не исключаю, что в будущем Америка все же пойдет на некоторые дополнительные ограничения в сфере продажи оружия — в частности, на запрет свободной продажи штурмовых винтовок.
Напомню, что Обама пытался объявить «войну оружию» еще в январе 2013 года, после кровавой бойни в начальной школе «Сэнди Хук». Обама пообещал тогда принять «конкретные меры» по недопущению подобных трагедий впредь, и выступил с инициативами, направленным на ужесточение правил оборота стрелкового оружия в США. В их числе было введение универсальных проверок при покупке пистолетов, ружей и винтовок, а также запрет на продажу штурмового оружия и оборот многозарядных магазинов к нему. Лоббисты и представители оружейной индустрии, недовольные предложениями Обамы, тогда назвали президента США «элитарным лицемером».
Повторюсь, некоторые пункты этого плана демократам, скорее всего, удастся реализовать в национальном формате. Но именно сейчас ситуация политически складывается таким образом, что инцидентом в Орландо сторонникам Демократической партии не удастся воспользоваться.
— Как стрельба во Флориде повлияет на избирательную кампанию?
— Если Трамп не «проколется», ситуация сработает в его пользу. Думаю, эта трагедия добавит вероятному кандидату республиканцев около 1% голосов. Конечно, прежние высказывания Клинтон о толерантности к геям и сейчас имеют политическое значение, но они не являются предложениями, которые были бы способны предотвратить бойню во Florida Pulse. На деле, ничего из того, что Клинтон предлагает, не предупредило бы эту бойню, если бы ее предложения были реализованы.
А вот меры, которые предлагал Трамп — ограничить иммиграцию мусульман в США, и ужесточить проверки этих мусульман, — сработали бы.
Судите сами. Отец убийцы Саддик Матин, который работает ведущим на афганском спутниковом телеканале в США и ведет политическую программу, не преминул осудить людей нетрадиционной сексуальной ориентации, тем самым частично оправдав поступок сына. Американские СМИ отмечают и другой симптоматичный факт: телеканал, на котором работает Матин, поддерживает афганское движение «Талибан» **.
Если бы все мусульмане проходили жесткий иммиграционный контроль, возможно, Саддик Матин не смог бы въехать в США. И тогда бы на территории Америки не было бы и «орландского стрелка».
Трамп, кроме того, предлагает взять «под колпак» спецслужб всех мусульман, которых подозревают в малейших контактах с террористами. Это бы тоже помогло в случае Омара Матина, с которым, как стало известно, трижды беседовали сотрудники ФБР, и, тем не менее, не воспрепятствовали его работе в охранной компании, и не лишили его лицензии на ношение оружия.
Получается, если бы предложения Трампа были реализованы раньше, бойня действительно не состоялась бы. С другой стороны, случай в Орландо является для Трампа проверкой.
Если республиканец не будет делать ничего особенного, предыдущие его заявления будут работать в его пользу. Но у Трампа может возникнуть искушение сделать ряд радикальных заявлений, которые его противники смогут интерпретировать как раскручивание исламофобии и гомофобии. И это может создать Трампу проблемы — во всяком случае, нивелировать нынешний положительный эффект для его кампании.
Но одну победу Трамп уже одержал. Он много раз критиковал Обаму за то, что тот не может произнести фразу «радикальный исламский терроризм», и Клинтон ее тоже не произносила. Так вот, после Орландо Хиллари Клинтон впервые произнесла эту фразу. Это означает, что она уже в чем-то пытается перейти на платформу Трампа — под его жестким давлением, и по одному из ключевых вопросов…
* Движение «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** Движение «Талибан» Верховным судом РФ 14 февраля 2003 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Фото ТАСС