В Кремле получили письмо президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, адресованное Владимиру Путину, в котором турецкий лидер поздравил российского коллегу с прошедшим Днем России и пожелал, чтобы отношения между Москвой и Анкарой вышли на «заслуженный уровень».
«Многоуважаемый господин Президент! От имени всего турецкого народа в Вашем лице поздравляю всех россиян с Днем России, а также желаю, чтобы в предстоящем времени отношения между Россией и Турцией вышли на заслуженный уровень», — говорится в тексте письма.
В пресс-службе правительства России также сообщили, что получили поздравление от турецкого правительства. В нем премьер-министр Турции Бинали Йылдырым выразил надежду на то, что «в предстоящее время сотрудничество и отношения между нашими странами достигнут уровня, который необходим для общих интересов наших народов». Он пожелал россиянам «благополучия и процветания».
Прежних отношений уже не будет
Сам факт получения такого рода поздравлений – совершенно ясные и прозрачные дипломатические сигналы о том, что Анкара нацелена на поиск путей к нормализации отношений с Москвой, убежден заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов.
«Турция не скрывает, что хочет восстановить отношения, что терять Россию больно. И в данном случае речь идет не только о проблемах с Россией, все происходит на фоне крайне осложнившихся отношений этой страны со всеми другими партнерами, в том числе и внутри НАТО», — подчеркивает Данилов.
Другое дело – как эти сигналы могут быть восприняты, продолжает он. А восприняты они будут Москвой с большой долей скептицизма. Позиция России была обозначена с самого начала: признайте свои ошибки и извинитесь за них. Однако это до сих пор не произошло, и то, что происходит, показывает, что на самом деле позиция Анкары принципиально не изменилась. Кроме слов о желании восстановить отношения, никаких реальных шагов навстречу России Турция так и не предприняла, напоминает он.
Нормализация отношений между Россией и Турцией возможна, однако восстановить их на прежнем уровне уже не получится, считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель президиума НПО «Совет по внешней и оборонной политике» Федор Лукьянов.
«Склеить» разбитую дружбу вообще очень трудно. Все-таки в российско-турецких отношениях была достигнута очень высокая планка. Много говорилось о тесном стратегическом партнерстве, и вот это восстановить уже не получится, потому что стратегическое партнерство требует стратегического доверия. После всего, что произошло, о доверии говорить очень трудно», — полагает он.
Нужен шаг навстречу?
Сейчас многое, если не все, зависит от того, насколько Россия будет готова проявить гибкость и не требовать от Эрдогана в качестве платы того, что он не может дать, учитывая его имидж и тип власти, устроенный им внутри Турции, считает Лукьянов.
«Эрдоган создал себе образ весьма жесткого, бескомпромиссного, напористого политика. Это одна из опор его власти. Требовать от него, чтобы он эту опору лично расшатывал, вряд ли получится. Тогда он, скорее, пойдет на дальнейшее обострение. Но если есть возможность каким-то образом проявить гибкость и дать ему шанс не разрушать собственный имидж, то Эрдоган пойдет на то, чтобы наши отношения размораживать», — полагает Лукьянов.
Тем более что ситуация у Эрдогана действительно складывается неблагоприятно по всем фронтам, подчеркивает он.
При этом политолог вовсе не считает, что Россия должна отказываться от своих первоначальных требований, согласно которым Кремль ждет от Анкары извинений и компенсации за сбитый боевой самолет. Но в том и состоит искусство дипломатии, чтобы найти такую форму извинений, которые не будут унизительными для извиняющейся стороны, поясняет Федор Лукьянов.
Ни о какой гибкости речи быть не может, и Москва никогда ни на что подобное не пойдет, убежден Дмитрий Данилов.
«Стремление турецкой стороны к восстановлению отношений вполне понятно. Анкара всю экономику потеряла на российском направлении, включая туризм. У Эрдогана очень серьезные проблемы внутри страны. И я думаю, что российские дипломаты вполне обоснованно будут воспринимать такие шаги с его стороны как очередное маневрирование в сложной для него ситуации», — говорит он.
Отвечать позитивно на подобные маневры, за которыми не стоят ни реальная политика, ни реальная перспектива, было бы безответственно, подытоживает Данилов.
Понимает ли Эрдоган, чего от него ждет Москва
В конце мая, находясь в Афинах, Владимир Путин прямо заявил, что Россия стремится к возобновлению отношений с Турцией и ждет от Анкары конкретных шагов в этом направлении, но пока их нет.
Комментируя инцидент со сбитым российским бомбардировщиком Су-24 в Сирии, Путин заметил: «Мы слышали объяснения турецких властей, мы не слышали извинений. И не слышали готовности возместить ущерб. Мы слышим заявления о желании возобновить (отношения — Ред.). Мы тоже хотим возобновить отношения. Не мы их разрушили», — заметил Путин, комментируя инцидент со сбитым российским бомбардировщиком Су-24 в Сирии.
Через три дня на пресс-конференции в турецкой столице Эрдоган заявил, что не понимает, какого первого шага ждут от его страны в Кремле.
«Я не пойму, какого первого шага от нас ждут. Мы не страна, которая сидит в кресле обвиняемого. Ссориться с Россией мы не хотим. Наоборот, мы страна, которая хочет развивать отношения с Россией. С Путиным мы были друзьями, и когда из-за пилота, который совершил ошибку, или по другой причине приносят в жертву такую огромную страну, как Турция, – это заставляет задуматься. Думаю, что нам нужно прикладывать усилия для того, чтобы снова выстроить отношения с Россией. Я желаю, чтобы мы как можно скорее преодолели эту проблему», — сказал тогда турецкий лидер.
Фото АР