В «День России», когда наша страна стала «независимой» от большой части своих территорий, «Ельцин-центр», построенный на 7 млрд бюджетных рублей, отмечал эту дату как свой триумф. Сход начался 12 июня и закончился на следующий день. Сначала участники мероприятий рассуждали о «святых» 90-х, вылили очередной ушат грязи на советскую эпоху, а затем ринулись в крестовый поход против «существующего режима». Завершающей мантрой стало возвеличивание самого Ельцина и намек на будущее – мы вас научим 90-е любить! Президентское учреждение все меньше походит на музей и даже не пытается делать заявку на объективность, превращая «конференции» в собрания «свидетелей Ельцина».
Если раньше мы рассказывали, «как было вне либеральных фантазий», то теперь выступающие почти все скажут сами.
Открывал программу ближайший соратник Ельцина – Геннадий Бурбулис, который и начал «проповедь» о том, как строить свободу, каким черным и кровавым был коммунизм. Он явно задавал тон всем последующим рассуждениям, намекая на современность: «Было бы очень хорошо, если бы мы сегодня заразились этой идеей — нельзя быть свободным, если ты не умеешь вдумчиво, ответственно относиться к тому, как реформировать власть, которая беду несет, которая презирает человека, которая не несет ответственности за будущее, которая поглощает его утопиями и старается через насилие управлять».
Одним из приглашенных в президентское учреждение был даже уральский представитель «Парнаса» (то есть, оппозиции «несистемной») Михаил Борисов. Тот самый, который ранее патриотов называл «врагами России», пока Касьянов, по его словам, «работал на благо страны».
Михаил Борисов, бывалый «инквизитор» из 90-х, как и некоторые другие гости, рассказал присутствующим о том, что, оказывается, нынешний президент – монарх. А раз монарх — значит, свобод в России нет.
«Надо понимать, в чем отличие президента от монарха. Глава государства есть в любом государстве, и неважно, как мы его будем называть. <…> С точки зрения права, что такое монархия – это государство, в котором полномочия главы государства никак не ограничены. А сегодня у нас монарх или президент? Зададим себе вопрос – насколько сегодня лицо, которое называется главой государства, ограничено? Большие сомнения. И соответственно, в какой-то мере можно говорить о том, что мы снова скатились в монархию. Наверное, надо сказать, что никакого ограничения законодательной и судебной властью главы государства мы пока и не получили», — сказал «эксперт», работающий «на благо России».
Хочется сказать «за что боролись – на то и напоролись», но ведь боролись эти «мистеры» не за демократии и свободы, а за то, кто больше и глубже вобьет гвозди в крышку гроба коммунизма – то есть в крышку гроба своей страны.
Еще одним приглашенным «свидетелем Ельцина» был Константин Киселев, который, кстати, охотно в свое время встречался с генконсулом США в Екатеринбурге и давно смирился, что его записали в «пятую колонну». Он рассказал о «четырех прививках», которые были сделаны в «святые» 90-е:
«Нужно было поставить четыре мощнейших прививки для того, чтобы не скатиться обратно. Прежде всего, это прививка от коммунизма, от советскости. Вторая прививка – это прививка от авторитаризма во власти, ради чего была принята конституция 1993 г. Третья прививка – прививка от имперскости. Без нее было просто невозможно, потому что она приводила к ужасающим последствиям. Наконец, четвертая прививка – от распада уже России. Вспомните, когда уже идет «парад суверенитетов», Ельцин тогда находит абсолютно гениальную формулу для того, чтобы спасти Россию от распада – он говорит «берите суверенитета, сколько хотите».
По словам выступающего, это «спасло» Россию, регионы после одной только фразы Ельцина якобы начали восстанавливаться. И никто не скажет в «Мекке для либералов», что СССР распался, и на грани этого оказалась и РФ — вспомнить хотя бы войну в Чечне.
И Киселев уверен, что действие этих «прививок» заканчивается, а значит, надо бы повторить – устроить новые 90-е, видимо? «Второе пришествие 90-х»?
Что нужно делать – рассказал Михаил Борисов, отвечая на вопрос 11-классника. Молодой человек выразил свою точку зрения – раз действующий президент находится так долго у власти, то это хорошо, это значит, что общество ему доверяет; а что лучше – «чехарда из вечно меняющихся президентов каждые 4-6 лет или управление одним человеком, который будет вести страну, но по одному курсу?». Казалось бы, вот вам плюрализм мнений, вот вам пресловутая свобода слова – не тут-то было.
«Прихожане» центра встретили представителя молодого поколения улюлюканьем, смешками и криками «чехарда!». А Михаил Борисов ответил прямо:
«Власть должна прямо сменяться для того, чтобы не прийти к упадку. Вот сегодня у нас упадок. Кризис начался в 2012 г. – полностью прекратились инвестиции… Мы, старшее поколение, пережили упадок, к этому упадку ведет сегодня Путин, и чем быстрее мы его уберем от власти, тем быстрее страна начнет возрождаться«.
Ничем не напоминает предмайданную Украину?
Все средоточие зла находится сейчас во власти, конкретно в одном человеке, в действующем президенте, его убрать – и жизнь наладится, такой был задан лейтмотив в президентском центре Ельцина, и так он продолжался до конца всех выступлений. «Экзорцисты-ельцинисты» и дальше продолжали изгонять «демона» своими «молитвами 90-х», восхваляя священный для них период и поливая грязью все, что было до и что стало после.
Кто-то сравнил коммунизм с фашизмом, а соответственно и СССР (правопреемницей которого является Российская Федерация) с фашистским режимом Германии, говоря, что «Новая Россия» должна была провести денацификацию, как Германия после Второй мировой войны. 1993 г. в «ЕЦ» назовут «коммуно-фашистским мятежом» и так далее. Кто-нибудь кого-нибудь одернул? Конечно, нет — либералы «веруют». Но из прошлого ведь нужно как-то переходить в настоящее и будущее – закрепить успех, понимаешь!
Поэтому следующая сессия началась с Виктора Шейниса, главного научного сотрудника ИМЭМО РАН, члена РОДП «Яблоко». Он сначала скажет, что Ельцин в 1991 г. – это «один из самых великих дней в тысячелетней истории России», а затем — что главной ошибкой Ельцина был выбор в 1999 г. – выбор преемника.
А подхватят эту волну Татьяна Ворожейкина – политолог, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук, Сергей Мошкин – главный научный сотрудник Инcтитута философии и права Уральского отделения РАН. И конечно, не обошлось без «классиков» «либеральной религии» — Леонид Гозман – доцент кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени Ломоносова.
На вопрос «как вы оцениваете шанс пойти по пути Германии, то есть поменять маршала Гинденбурга на товарища Гитлера» (сам по себе вопрос удивительный, но все же) Татьяна Ворожейкина ответит ничтоже сумняшеся:
«Вопрос, если переформулировать, то вопрос об угрозе тоталитарной инволюции того режима, в котором живем. Я боюсь, что эту перспективу со счетов сбрасывать пока нельзя. Я думаю, опасность того, о чем вы говорите – если проводить аналогию с Германией – то у нас и Гинденбург, и его последователь, к сожалению, в одном лице. Я думаю, что опасность такой инволюции связана с инволюцией существующего режима, а не с той угрозой, которая находится извне. Так я понимаю развитие событий после марта 2014 г.»
Сергей Мошкин расскажет, как демократия в 90-е накренилась в сторону несменяемости, и теперь «невозможно себе допустить, что президент, сформировавший режим имитационной, авторитарной демократии, добровольно уйдет от власти».
То есть надо просто сложить несколько слагаемых (судя по экономическим реформам, у либералов с этим проблемы, но все же): выборы у нас, о чем упоминала в речи и Ворожейкина, имитационные и несправедливые + по сравнению с выборами 2011 г., выборы 1996 г. – образец кристально честного избрания президента (о чем говорил и Шейнис, и Гозман) + встреченное аплодисментами высказывание Борисова о том, что надо «скорее убирать Путина от власти» + «президент добровольно не уйдет» = «Ельцин-центр» и «второе пришествие 90-х».
Казалось бы, приход уверовал. Ничем не подкрепленные догмы об «авторитарности, фашизме» режима в РФ не подвергаются сомнениям, период 90-х х- будто рай на Земле, Ельцин — честолюбивейший из политиков, а выборы с его участием — просто кристальные. Улюлюканье, аплодисменты и кивание «дорогих россиян» дают «свидетелям Ельцина» повод отметить правильный посев семян для нового разрушения страны.
Но, как оказалось, остались еще в толпе «черные овечки» – вопрос из зала вынудил Леонида Гозмана пролить свет на непоколебимость его убеждений – даже без западных грантов он делает свое дело, но если ему предложат – не откажется.
Общественный деятель Денис Порядин: «Вопрос Гозману хочу задать – меня интересует, а насколько вы понимаете, что ваша деятельность идет на развал России? Сознательно это делаете? То есть вы получаете гранты, насколько я понимаю, с Запада? Вы вносите большой вклад в предательство нашей Родины, как вы его оцениваете?»
Леонид Гозман: «Я благодарен Денису за высокую оценку моей деятельности, я польщен. Я не получаю западных грантов, к сожалению. Ни разу не получал. Я бы не отказался, но как-то пока никто не дает. Правда, я и не просил. Пока. Пока просить не собираюсь …».
Публицист, журналист, политический консультант Анатолий Вассерман так оценил деятельность этого «просветительского учреждения»:
«Те «проповеди», что ведут в этом «храме либерализма», сейчас пытаются показать, что революция [1917 г.] была порождением чьей-то злой воли, что контрреволюция [1991 г.] – это порождение чьей-то доброй воли, и те процессы, которые идут в стране сейчас – это не естественное восстановление после контрреволюции, а опять же чья-то злая воля.
«Ельцин-центр» – это «храм религии», ставящей человеческую волю выше природы естественных вещей и самого хода событий. Поэтому «Ельцин-центр» – это порождение «религии субъективизма», и, как и вся эта религия, глубоко порочен в основе своей, ибо ставит человеческий произвол выше объективного мира. И именно по логике «либеральной религии» этот самый «Ельцин-центр» – дело глубоко отрицательное, потому что отказывает большинству людей в свободе.
«Ельцин-центр», как было понятно с самого начала его создания, нацелен на дальнейшее разрушение страны. Как нынешняя Российская Федерация – это лишь один из осколков России, так и то, что может получиться в результате деятельности «Ельцин-центра», будет всего лишь осколками Российской Федерации».