Бесполезно слать формальные телеграммы, когда экономика страны буквально загибается, потеряв примерно 2,7 миллионов российской туристов.
Думать Эрдогану следовало до того, как был отдан приказ об атаке российского Су-24.
Теперь же те немногие русские, которые все-таки решаются отправиться в Турцию на отдых, конечно, довольны пустыми пляжами и копеечными фруктами, только вот вряд ли это будет радовать турецких предпринимателей.
История 1.
Жительница Казани Лена в начале июня подговорила подругу, купила авиабилеты в Анталию и забронировала через Интернет отель в Кемере, куда раньше приезжала по путевке. Отдыхом девушки довольны. Толп нет, в отеле скидки, фрукты и овощи стоят копейки. Знакомства? В гостиницу как раз вселилась группа из 40 турецких спортсменов. «А из русских девушек здесь только я да Светка!» — победоносно говорит Лена.
9 миллиардов долларов! Именно в такую сумму сегодня Турция оценивает ущерб от российских санкций. Это 1.1% от ВВП страны на 2015 год. Однако эксперты считают, что цифры занижены, и реальная сумма колеблется вокруг 20 миллиардов долларов (2.4% ВВП соответственно). При этом сокращение экспорта текстильной и пищевой продукции составляет до 40% по некоторым видам.
История 2.
Тигер, управляющий ресторана в Кемере, ещё помнит, как 15 лет назад в посёлке отдыхали преимущественно немцы, голландцы и скандинавы. Потом в России случился рост благосостояния и потребительский бум нулевых. Теперь все связанные с туризмом и выращиванием помидоров турки в окрестностях Демре и Кумлуджи ждут чуда. Чудо в нынешней Анталии представляют как примирение политиков двух стран.
Некоторые скептики посмеиваются над той серьезностью, с которой был воспринят поступок турок. И над фразой российского президента про «нож в спину». А ведь это было именно предательство, потому что по официальным данным Турция, как и другие приграничные Сирии страны, тоже вела борьбу против террористов. А вовсе не против тех, кто мешал нелегальному нефтетрафику.
История 3.
Наира рассчитывала за полтора года вывести заведение на самоокупаемость, а через три — в прибыль. Лето наступило, в кафе почти всегда пусто. Без русских туристов упала платёжеспособность диаспоры, многим сейчас не по карману рестораны. Сезонные работники не приехали.
Наира держит цены и избегает резких движений. Она верит, что отношения между Россией и Турцией улучшатся.
Телеграмма, которую турецкий президент направил в «честь Дня России», оказала вовсе не примирительный эффект. Скорее, наоборот. От того, насколько формальным и несвоевременным был этот жест, он еще сильнее отдалил Москву от Анкары. А вместе с тем и граждан Турции от долгожданного экономического благополучия.
История 4.
Рамазан живёт на своей парусной лодке, стоящей на якоре посреди живописной бухты Андрияке. Прошлым летом русских туристов ему подвозили автобусами к ближайшей пристани. Водил круизы продолжительностью несколько дней по окрестным островам и бухтам. Клиенты купались, ловили рыбу, загорали на верхней палубе, спали под звёздами. Теперь он всё это делает в одиночку.
У Рамазана хотя бы нет долгов, как у его приятеля Ахмета, купившего лодку пять лет назад за 300 тысяч долларов в рассрочку для двухчасовых туров по заливу Кекова. До окончания выплат осталось два года, и Ахмет может не осилить оставшуюся часть.
Возможно, турецкое правительство планировало компенсировать убытки от отсутствия россиян на курортах туристами из других стран. На привлечение и пиар-кампанию даже собирались выделить сотни миллионов долларов. Однако ни пропагандистские статьи, ни реклама не помогли залатать образовавшиеся дыры.
История 5.
…Работой Мустафы было привлечение русских клиентов, а они шли потоком, только успевай принимать деньги и расписывать туры. Мустафа задумался об открытии собственного агентства.
И вдруг сбитый Турцией российский самолёт, охлаждение отношений, санкции. Мустафа теперь почти без дела. С готовностью объясняет туристке из Львова про обмен авиабилета, лишь бы с кем-то поговорить.
Перед закатом совладелец турагентства ловит мелких рыбёшек на пустом пляже. «Если поймаю штук пять, скормлю кошке, которая поселилась под дверью». Вчера Мустафа поймал штук 30, пожарил их с перцем и лимоном. Скромный ужин бизнесмена, дела которого тормозят.
Быть может, Москва была бы более сговорчива, если бы не многочисленные статьи, выходившие в главных турецких СМИ, высмеивающие россиян, президента, действия российской армии, если бы не первоначальное упрямство Эрдогана.
Плоды, которые приходится пожинать турецким предпринимателям, посеяны эгоцентричностью и жадностью их собственного президента, который прятался за своим эго ровно до того, пока окончательно не рассорился с «европейскими гарантами» — Германией и Англией. Осознание и озарение пришли к Эрдогану ровно после того, как прозвучала фраза про «3000-ый год» и после карикатуры, опубликованной немецкими журналистами.
Теперь, когда стало понятно, что ехать в Турцию не собирается вообще никто, в ход пошли телеграммы. Жаль, что поздновато спохватились.
П. С. Даже если простит Москва, простит ли Россия? И простят ли Эрдогана его собственный граждане?
Фото LiveJournal