Репортажи с выставки Eurosatory 2016 (13-17 июня, Париж) непременно содержат информацию о том, что немцы изобретают вундерваффе для танка, и «Rheinmetall» уже продемонстрировала образец нового 130-мм орудия, о котором заявляли ещё в феврале.
После выставки пушка отправится на испытания, а пока она красуется на выставке:
Данных пока очень мало. Сообщается лишь длина ствола: 51 калибр, это можно было и на выставке измерить. Однако представители концерна уже уверенно заявляют, что их разработка способна поразить любые современные танки, включая новейшие модификации Т-90 и Т-14 «Армата». Особо отмечается, что пушка имеет «на 50% большее могущество, чем известная 120-мм танковая пушка Rheinmetall L55», которая сейчас в штатном режиме ставится на «Леопарды».
Собственно говоря, процитированное — это все открытые данные по столь перспективной инновации. И знаете что? Даже они, имея столь минимальный объём, какие-то… несколько подозрительные, скажем так. Что означает «на 50% большее могущество» конкретно? Почему тема не раскрыта?
Дело в том, что «могущество» орудия, несмотря на странность звучания, термин вполне артиллерийский, но не унифицированный. Могущество орудия — это сочетание его тактико-технических характеристик: дальнобойности, скорострельности, меткости и кучности боя и др. При этом нет какой-либо формулы, позволяющей сравнивать различные орудия «универсально», и это логично. В принципе, можно сказать, что практические могущество орудия зависит ещё и от могущества используемых снарядов, так что имеем хотя и профессиональный, но «разговорный» термин. Есть, конечно, формальный параметр: коэффициент могущества орудия, который определяется как отношение кинетической энергии снаряда при выходе из ствола (без учёта вращения у нарезных орудий) к кубу калибра, но вряд ли имелась в виду именно эта характеристика.
Например, 125-мм пушка 2А82-1М на «Армате» имеет дульную энергию в 1,17 раза больше, чем лучшее натовское орудие, а именно 120-мм пушка танка «Леопард-2А6» Rheinmetall L55, а длина ствола у нас на 0,6 м короче; вот это — понятное сравнение характеристик.
Впрочем, можно предположить, что новую пушку «затачивают» под точность стрельбы — этим можно объяснить отсутствие дульного тормоза и наличие теплозащитного кожуха ствола. Решение, на мой взгляд, странное: подобное увеличить точность одиночных выстрелов, но увеличение отдачи и, хотя и равномерный, но нагрев ствола при частной стрельбе — это точно нужно? Такое ощущение, что просто захотели вытянуть формальную меткость за счёт других параметров.
При этом немцы как-то подозрительно скромно молчат на тему процесса заряжания. Дело в том, что современные немецкие танки перезаряжаются приблизительно так:
https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=2rSwLW5pTAI
В связи с чем возникает вопрос: хорошо, поставят более могущественное орудие, для чего придётся переделывать башню; но вот автомат заряжания будет или как? XXI век на дворе, последняя военная мода — это необитаемые башни, а тут как будет? То ли оставлять ручную работу, то ли разрабатывать автомат заряжания и как-то его вмещать в новую башню, которая у «Леопарда-2» и так размером и весом — треть танка.
Но ладно, пусть как-то это всё получилось; стоит ли тогда «Арматам» заранее опасаться?
Аспект первый, защита. На эту тему напомню ранние статьи «Укусит ли «Армату» «Леопард»?» и «Армата выстрелила сюрпризами», в которых тема раскрывается. Какая разница комплексу активной защиты «Афганит», будет подлетать снаряд калибра 120 мм или 130мм? Правильно, никакой. Ну, пробитие будет посильнее — это если снаряд доберётся уже непосредственно до многослойной композитной брони, но данные, насколько новая немецкая пушка лучше в этом плане, не разглашаются. При этом, напоминаю, башня необитаема, а экипаж находится в бронированной капсуле, что даёт высокий шанс выживания даже в случае детонации боекомплекта. Так что в этом плане беспокоиться не о чем, а совершенствование системы защиты и так идет своим чередом.
Аспект второй, нападение. Неужели у немцев пушка будет лучше? А вот и нет. Слухи о том, что 2А82-1М — это рабочий вариант на сейчас, а впоследствии будет новая башня с 152-мм орудием, переросли в уверенность. Слово о варианте «Арматы» со 152-мм пушкой предоставляется главному редактору журнала «Арсенал Отечества»:
«Главное преимущество — это, конечно, мощный боеприпас — имеется в виду и бронебойный подкалиберный, — которому сейчас вообще нечего противопоставить в смысле броневых преград. Может использоваться и мощный осколочно-фугасный снаряд с управляемым подрывом и с коррекцией по траектории. Кроме того, в таком калибре бронепробиваемость противотанковой управляемой ракеты (ПТУР), если брать последние модификации «Корнета», составляет 1300 мм за динамической защитой. Понятно, что это мощнейший комплект вооружения. Также возникает ряд возможностей, например, в ведении огня с закрытых огневых позиций корректируемым боеприпасом. Из минусов — уменьшенный боекомплект, хотя здесь тоже можно рассмотреть вариант размещения дополнительного боекомплекта в забашенной нише».
При этом 152-мм орудие у нас давно разработано, так что каких-либо проблем для разработки соответствующей башни для «Арматы» нет. Не удивлюсь, что это изделие уже по факту имеется, просто не снята секретность.
Собственно говоря, «Rheinmetall» еще в 1990-х заявлял о начале работ по разработке 140-мм гладкоствольной пушки «для танка будущего», это был третий этап программы KWS модернизации «Леопарда-2», так и не осуществленный. Со 140 мм не справились, решили взять вариант поскромнее, в 130 мм?
Самое интересное: сейчас имеется лишь образец для испытаний, которые не проводились, а серийное производство новой пушки планируется лишь на 2025 год. Логично предположить, что к этому же сроку должно быть налажено производство новых танковых башен, но этот вопрос скромно замалчивается, просто «ведется разработка». Новый же «перспективный франко-немецкий танк», на который новое и не менее перспективное оружие будет устанавливаться штатно, планируется к принятию на вооружение после 2030 года. «Армата» же запущена в серию.
«Что касается брони, я не вижу возможностей дальнейшего увеличения. И так уже западные танки подпрыгнули к рубежу 70 тонн… Перспективные направления — это улучшение динамической защиты и использование комплексов активной защиты. Но надо понимать, что это тоже не 100-процентная гарантия… А что касается орудий, известно, что на Западе в некоторых странах испытывалась 140-мм пушка. Немцы в последнее время, по крайней мере, показывали теоретические макеты, эскизы 130-мм пушки с якобы увеличенной на 50% эффективностью. Насколько эти цифры верны… Ну, учитывая, что нет никаких фактических данных ни по крешерному давлению, ни по начальной скорости, ни по прочим параметрам, трудно сказать. Пока это больше к рекламе относится, чем к реальным разработкам. А у нас уже все реально».
Тема «а что там с модификацией «Леопарда»?» раскрыта Д. Юровым в статье «Танковая пыль в глаза: почему немецкий ATD «рассыпется» при виде Т-90»:
«Специалисты отмечают, что немецкий Leopard только сейчас вплотную приблизился к тем решениям, которые российские разработчики реализовали в металле и успешно испытали еще 10 лет назад. …качественно новый, созданный с чистого листа, современный, многофункциональный танк с мощным вооружением и полным спектром комплексов защиты на данный момент в мире всего один. И производит его не Рейнметалл, а УралВагонЗавод».
Ситуация стандартная: в России новое засекречивается до срока, когда предъявить новинку очень целесообразно, а на Западе заранее рекламируется изделие, которое иногда и не начали разрабатывать с целью получить инвестиции, влезть на рынок и т.д. Наша первоочередная задача в этой области — это создание современного танка, причём на универсальной базе, позволяющей дальнейшие модификации и производство других машин на этом же шасси и т.д. Задача немцев — это убедить всех, что именно их пушка и танк будут лучшими, получить инвестиции, заранее заключить контракты на поставки и т.д. Ну а если в 2025-2030 годах ещё ничего не заработает, то разрекламировать изделия как «почти готовые» и выбивать инвестиции на окончание проектов.
А мы, понятное дело, к тому сроку изобретем и запустим в серию что-либо ещё.