По российским и антимайдановским СМИ на днях прокатилась волна радостного воодушевления по поводу требований ряда областных советов Украины провести децентрализацию или предоставить им особый статус. Правда, к сожалению, те, кто радовался этому, видимо, не удосужились открыть сами документы, принятые местной властью. Поводов для ликования на самом деле нет никаких. Скорее наоборот, Киев и его заокеанские хозяева просто готовят новую хитрость.
Буквально за несколько месяцев с просьбой к Киеву о децентрализации обратились областные советы пяти украинских регионов: Житомирской, Кировоградской, Одесской, Хмельницкой и Ивано-Франковской областей. Еще два: Запорожская и Закарпатская области — и вовсе потребовали себе особого статуса. Среди оппонентов и критиков киевского режима, особенно находящихся за пределами Украины и не владеющих местными правовыми тонкостями, возникла настоящая эйфория. Мол, всё, бунт на корабле начался, федерализацию не остановить, Киев — банкрот.
При этом ликующих почему-то не смутило ни полное спокойствие Киева, ни политическая палитра требующих децентрализации регионов. А задуматься вообще-то стоило.
Посмотрите на тех, кто принимал все эти обращения. В Одесском, Запорожском и Кировоградскомобластных советах, где на выборах победил «Оппозиционный блок», киевская власть имеет мощные фракции плюс целый сонм технологических сателлитов и малых «украинских патриотических» партий, и поэтому фактически полностью контролирует органы местного самоуправления. В Житомирской области БПП обладает самой большой фракцией, а коалиционные партии образуют уверенное большинство. ВИвано-Франковске и Хмельницком ситуация похожая, только там еще наблюдается мощное присутствие украинских ультраправых. Даже в Закарпатье, где политические силы местного толка очень сильны, в областном совете все равно преобладают партии, ориентирующиеся на крупных олигархов всеукраинского уровня.
Как же тогда киевские боссы допустили бунт своих местных представителей? А никак! Нет никакого бунта. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно зайти на сайты украинских областных советов и Верховной Рады (вопрос особого статуса Запорожской области уже вышел на парламентский уровень) и посмотреть, о чем идет речь.
Начнем с Запорожья. Решение регионального совета о его особом статусе было принято еще в 2015 году, а в середине 2016 года народный депутат Евгений Балицкий даже внес в Раду соответствующий законопроект. Вот только касается он никакой не федерализации. Он вообще не затрагивает никоим образом политические права региона. Даже название законопроекта говорит само за себя — «О территориях со специальным экологическим статусом». Запорожская область в нем упомянута как регион с самыми острыми в стране экологическими проблемами, а часть собранных на местах налогов предлагается пускать на решение экологических проблем. Вот и вся федерализация.
С обращениями других областных советов все еще проще.
Например, решения Одесского и Ивано-Франковского областных советов очень похожи друг на друга. А местами даже полностью идентичны. И невооруженным взглядом видно, что документы явно писались с одного образца, а конечные тексты не были даже особо глубоко переработаны.
Как такое могло получиться? А все очевидно. Это задача, спущенная сверху. Технически это было сделано либо через команду местным фракциям «Блока Порошенко», либо через послания, отправленные губернаторам администрацией президента Порошенко.
При этом сами обращения депутатского корпуса не содержат ничего нового. Вся децентрализация в них сведена фактически к разделению бюджетных полномочий, которые Порошенко и так уже пообещал частично передать в регионы. Президент-олигарх при этом ничего не теряет: большинство областных советов страны находятся под его контролем через фракции БПП.
Так что обращения областных советов — это банальный PR-ход, правда, далеко неглупый. С подачи из Киева местные депутаты делают вид, что парочка дополнительных налогов, которые останутся на местах — это все, что им нужно для счастья. Порошенко делает вид, что идет на встречу. Киев отчитывается перед всем миром о том, что все пожелания регионов выполнены, хотя принципиально не изменитсяничего.
Под полным контролем Киева остаются принципиальные для США сферы: внешняя и информационная политика, международная экономика, оборона, национальная безопасность и образование. Последнее наиболее важно.
На днях, например, мэрия Ивано-Франковска в связи с полным переходом на обучение на украинском языке в контролируемой Киевом части Донбасса снабдит новыми учебниками школьников городка Волноваха, находящегося сейчас неподалеку от линии разграничения, поддержавшего весной 2014 года ДНР, но захваченного летом того же года силами ВСУ. В этих новых учебниках написано, что родители школьников, поддержавшие ДНР, — это бандиты и сепаратисты, что Майдан — это торжество свободы и справедливости, что русские — враги, Великой Отечественной войны не было, а единственными героями были гитлеровские полицаи типа Шухевича. Мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив, передающий книги, чтобы вы понимали, — член ультраправой партии «Свобода» (деятельность которой недавно осудила даже ООН), глава местной военизированной националистической организации «Пласт».
В общем, то, за что ратуют облсоветы, и то, что давно предлагал Порошенко, — это никакая не децентрализация и тем более не федерализация. А напротив, еще большая концентрация власти по всем принципиальным вопросам в руках Запада с попутным усыплением бдительности населения Юго-Востока. А также шаг к одурачиванию иностранных партнеров, имитация исполнения Минских соглашений. Порошенко будет только разводить руками и удивляться, почему злые сепаратисты Донбасса не хотят возвращаться на Украину, где им дадут столько свободы.
Единственным реальным выходом из складывающейся ситуации может стать прямое указание представителям Киева в ходе Минских переговоров на их ложь и на несоответствие предлагаемых Порошенко и компанией изменений самому духу децентрализации.
Обязательными же элементами реальной децентрализации, без согласия на которые от любых переговоров с Киевом стоит полностью отказаться, могут стать:
- Выборность всех высших должностных лиц региона;
- Передача под исключительное руководство местных органов власти большей части силовых структур: полиции, аналогов национальной гвардии, прокуратуры, сил территориальной обороны;
- Формирование в каждом регионе собственных образовательных программ и полная независимость регионов в учебно-воспитательных вопросах от центра;
- Передача в исключительную компетенцию местных органов власти языкового вопроса;
- Право региональных властей на ведение собственной внешней политики;
- Право регионов блокировать принятие стратегических внешнеполитических решений на национальном уровне (в частности, о присоединении к военным блокам и экономическим союзам);
- Право регионов самостоятельно решать вопросы оценки тех или иных исторических событий.
Ну и, естественно, передача на места права самостоятельно распоряжаться большей частью собранных налогов и сопутствующее требование регистрации экономической деятельности непосредственно по месту ее осуществления, чтобы избежать налогообложения в центре.
Такая децентрализация снимет практически все противоречия и будет отражать реальные чаяния людей. Та же подделка, которую предлагает сегодня Киев и его марионеточные депутаты на местах, — это чистой воды фикция, которая только загонит ситуацию еще дальше в глухой угол.
Фото Politrussia
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня