Короткий частный визит сербского премьер-министра Александра Вучича в Москву уже месяц обсуждается в сербских СМИ. По официальной версии, он ездил в Россию «по медицинским обстоятельствам», однако местные политологи и журналисты явно считают иначе.
Отчасти особое внимание к ситуации было приковано из-за недавнего поздравления Вучича от Владимира Путина.
Эта фраза была буквально разодрана на куски. Всех повсеместно интересуют конкретные люди, которые, по мнению Путина, должны занять место в правительстве. Словосочетание «выразить надежду» превратилось в некоторых сербских СМИ практически в приказ поставить на ключевые посты кабмина пророссийских политиков.
Более того, аналитики привязались к упоминанию союзнических партий в речи Путина. Исходя из этого началась масса предположений о том, кого он имел в виду, намекал ли на то, что лидеры союзнических партий должны занять ключевые посты.
Спустя несколько недель казалось, что тема исчерпала себя. Однако 19 июня стало известно, что сербский премьер внезапно отменил запланированный визит в Нью-Йорк и Брюссель. Программа турне включала в себя встречи с постпредом США при ООН Самантой Пауэр, а также переговоры с руководством Евросоюза. Причины отмены неизвестны, однако проправительственные СМИ и некоторые дипломатические круги дали понять, что сербскому руководству не нравится излишняя напористость, если не сказать давление со стороны ЕС.
Реакция на это не заставила себя ждать. «Радио Слободна Европа», по сути то же самое «Радио Свобода», только на сербском языке, пишет о том, как Путин давит на маленькую Сербию. Пользуясь лояльностью сербского населения, среди которого более 70% поддерживает Россию, он гнёт свою линию в отношениях, но ничего не предлагает взамен.
«Сможет ли Вучич, ″имеющий существенные стратегические разногласия с ЕС и США″, сформировать стабильное правительство, которое продолжит путь вступления в Евросоюз? Или он станет заложником сотрудников Путина?», — пишет издание.
Почему-то вопросом о том, какие экономические выгоды получит Сербия от вступления в ЕС, издание не задаётся.
Вот только сенсации в этом направлении всё равно не получилось.
Сербские СМИ единодушно окрестили произошедшее «самым худшим кризисом в отношениях между Сербией и Западом». Сербская газета «Видовдан», к примеру, выпустила статью с заголовком «Вучич отвернулся от Запада: всё началось с его визита в Москву!». Статья основана на мнении внешнеполитического аналитика Бошко Якшича, который считает, что нынешний кризис в отношениях с Западом является последствием поездки премьер-министра Сербии в Москву. По его словам, «раньше Вучич высоко оценивал Запад и получал от него поддержку», а значит, если премьер отменил поездку в США, то на это есть серьёзные причины. Якшич также считает нынешнюю ситуацию главным испытанием для формулы «и Россия, и ЕС».
Политолог Душан Янич, в свою очередь, считает, что отменить визиты на Запад до формирования правительства – разумный шаг. Он уверен, что Вучич вне зависимости от обстоятельств сформирует правительство, нацеленное на реформы.
«Отмена поездки – не конец света», — считает эксперт.
К тому же, по его мнению, Вучичу стоит подождать до ноября, когда в США сменится администрация.
Сербские аналитики также не считают, что ЕС и США намерены уничтожить Вучича. Все прекрасно понимают, что главным приоритетом вне зависимости от состава кабмина остаётся евроинтеграция. Тем не менее сейчас ситуация накаляется из-за того, что отношения с Евросоюзом подошли к тому рубежу, на котором уже необходимо согласовывать внешнюю политику. Это обязательное условие интеграции, прямо скажем, не по душе Сербии. Деловые круги тем временем пытаются выяснить, «что там за сделка с Путиным». Однако, «как бы привлекательна эта информация не была, это не главная дорога для страны».
На фоне этого местные журналисты уделяют много внимания столкновению интересов России и Запада в Сербии. Как пишет Видовдан, американские бизнесмены хотят получить доступ к отраслям государственной важности. В особенности это касается газовой отрасли. Инвесторы из США планируют выкупить долг компании «Сербия газ», тем самым получив контроль над крупным бизнесом в стране. Это не единственный путь отрезать Россию от влияния на Сербию. Аналитики считают, что в этом направлении США активно используют инструмент «мягкой силы».
Россия, с другой стороны, использует дипломатию «с глазу на глаз». Многие СМИ уверены, что Путин увидел снижение авторитета пророссийского президента Томислава Николича и сокращение мест в парламенте у партий, выступающих за сближением с Россией. Именно поэтому он настаивает на введение пророссийских лиц в правительство. Однако Вучич это отрицает.
«Состав правительства определяет не список желаний Путина, а желания граждан», — заявил он ещё в мае.
Он также посмеялся над предположениями СМИ о требованиях Путина. К подобным сообщениям, например, относятся слова директора Центра по внешней политики Александры Йоксимович, котораясчитает интересы российского президента в формировании сербского правительства очевидными.
«Создаётся впечатление, что Путин хотел бы быть непосредственно информирован о процессе формирования правительства Сербии и её будущих приоритетов», — утверждает она.
Другие СМИ намекали на то, что Путин продавливал конкретные лица из других партий. Интерес вызвала кандидатура Ненада Поповича, который возглавляет «Сербскую народную партию» (СНП), но большее время проводит в России, поскольку весь его бизнес «АБС Энерго» находится в Москве, Санкт-Петербурге и Чебоксарах. Поэтому, как считают журналисты, он, по мнению Путина, должен стать министром энергетики.
Сам Вучич скептически отреагировал на эти сообщения.
На деле у Сербии в очередной раз обострился синдром маленького государства, которое боится пострадать от шантажа сильных партнёров. Естественно, что Вучич хочет отгородиться от давления по поводу состава правительства, государственной политики, инвестиций, приватизации и влияния МВФ на все эти процессы. В этом он ищет поддержки у Путина. Местные политологи, хотя и говорят, что ценой этой поддержки должно стать укрепление пророссийской линии правительства.
Политолог Драголюб Анджелькович видит состоятельной эту точку зрения, однако он настаивает на том, чтобы не считать слова Путина каким-либо давлением на Вучича. Во-первых, стоит различать тон просьбы от приказа. Во-вторых, политолог утверждает, что давление никогда не бывает открытым, а российский президент публично «выразил надежду» в сохранении былых отношений, не более того. Эксперт подчеркнул, что Запад, в частности ЕС, как раз занимаются скрытым давлением. Это и есть причина отказа Вучича от поездки до формирования кабмина.
Реакция экспертов и СМИ в целом неоднозначная. У многих поездка в Москву вызывает опасения из-за возможного отказа от политики сближения с ЕС. С другой стороны, нынешний поворот Вучича – это явный сигнал о том, что Сербия не согласна с политикой Запада. Тут есть несколько аспектов, которые частично уже упоминались выше. Во-первых, речь идёт о западном давлении по поводу антироссийских санкций. Несмотря на то, что руководство страны обозначает путь в ЕС как нечто неизбежное, отказываться от своих партнёров оно не собирается. Сербы прекрасно понимают, что в экономическом плане Евросоюз практически ничего не даст, поэтому продолжают политику по развитию отношений с Россией и Китаем.
Во-вторых, Сербии крайне не понравилось поведение ЕС во время миграционного кризиса. Хитрый ход заставить страну разместить у себя тысячи мигрантов, сделать её практически «отстойником» Европы, по сути, провалился. А «осадок» остался. Поэтому обвинять Путина в том, что Сербия снова смотрит в сторону Москвы, как минимум необоснованно. В конце концов Вучич был в Москве, а не Путин в Белграде. И если лечение сербского премьера заключалось именно в некотором отрезвлении от прозападной истерии, то оно явно прошло с успехом.
Фото Reuters