На дворе – последняя июньская декада, а значит – время подведения итогов Единого государственного экзамена, время выпускных балов, а также время рапортов чиновников от образования о том, в каком направлении движется уровень компетенций российских выпускников в сравнении с предыдущими годами.
Итак, об отчётах… Тут, как водится, всё поистине великолепно. На официальном портале Единого государственного экзамена внешне позитивные новости переполняют друг друга.
Вот несколько новостных заголовков:
Знакомясь с материалами, представленными на сайте, можно узнать много интересного. Очень много… Оказывается, российское математическое образование снова «штурмует заоблачные высоты», да так, что в подавляющем большинстве случае базовый экзамен по «царице наук» на «хорошо» и «отлично» пишет подавляющее большинство 11-классников. Никаких шуток… Всё на полном серьёзе. Пресс-служба Рособрнадзора 16 июня сего года публикует сообщение, в котором говорится, что «базовую математику» на 5 баллов сдали (внимание!) почти 40% (а если точнее – 39,4%) российских выпускников.
40 ПРОЦЕНТОВ ОТЛИЧНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ!!! Да на фоне такого результата даже советская математическая школа, что называется, нервно курит в сторонке… Буквально каждый второй выпускник — либо Перельман, либо Колмогоров…
Из заявления председателя федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов (проще говоря, заданий для ЕГЭ) по математике Иван Ященко:
После такого заявления хочется задать вопрос: Иван Валерьевич, Вы, конечно, человек уважаемый, но с каких это пор Вы решили так толсто троллить уровень подготовки современного российского выпускника? Скажите, что это за мегарезервы у отечественной, простите, во все места отреформированной, системы образования открылись, что у нас аж 40 одиннадцатиклассников из сотни на экзамене по одному из самых сложных предметов школьной программы получают отличные оценки?
И Ивану Валерьевичу Ященко, человеку, принявшему самое непосредственное участие в разработке тех самых КИМов (заданий) для ЕГЭ, пора самому себе признаться в том, что его троллинг действительно толстоват, а также в том, что система контрольных измерительных заданий с каждым последующим годом вынужденно строится так, чтобы хоть на 1%, но перекрыть итоги года предыдущего. Иначе в отчётной документации появятся минусы, свидетельствующие о падении «уровня подготовки», а для чиновников это как нож по одному месту…
Если уклон заданий для экзамена в сторону явной примитивизации сохранится, то, есть версия, лет через 5-6 число «математических» (и не только) отличников в нашей стране достигнет даже не 40, а всех 80 процентов. Да что там восьмидесяти… Даёшь все 100%!
Чтобы, так сказать, окунуться в математические «тернии» современного базового ЕГЭ – несколько свежих примеров из КИМ:
Задание с дробями:
При ознакомлении с этим заданием снова возникает вопрос, а это точно экзамен для учащихся 11 класса школы, или речь идёт об экзамене в классе пятом-шестом?..
Вот ещё несколько примеров:
А это из серии «посложнее» («практически неберущееся»… интегральное исчисление ни в какое сравнение не идёт…):
Ну практически ленинское «шаг вперёд, два шага назад», если не учитывать философию о том, что для улитки «вперёд», а что «назад»…
С задания такого типа для учащихся 11 классов экзамен по математике превращается в нечто формальное. Мало того, с таким подходом к экзаменационным задачам даже упомянутых выше 5-6 лет для достижения 100% «отличников» по математике, думается, многовато. Чтобы повысить «качество» школьного образования, в своей отчётности составителям КИМ и представителям Рособрнадзора года через 2-3 придётся вводить в комплект ЕГЭ задания из курса математики начальной школы… У Маши одно яблоко, у Пети две груши – сколько фруктов у детей?..
В общем, ЕГЭ, как нас пытаются убедить, приносит исключительно пользу – и дети на основании знаний о том, через какое время улитка окажется на верхушке дерева, поступают в высшие учебные заведения.
Смешно… Нет, совсем не смешно…
А ведь результаты такого ЕГЭ сегодня превращаются ещё и в инструмент соревновательности между школами.
Мариванна: у меня 30 отличников из 55.
Плохо работаете, Мариванна; у меня – 99 из 100!..
Но, что называется, не ЕГЭ единым… Не одними только результатами сдачи экзаменов «меряются» современные школы. На днях ИА ТАСС опубликовало примечательный материал, в котором приводятся данные о том, сколько средств семьи школьников в разных регионах тратят на выпускные балы. Так, в Санкт-Петербурге «выпуститься» из школы стоит около 20 тысяч рублей (это в среднем по одной из гимназий), а вот на Сахалине нередки случаи выпускных балов по 80 тысяч на человека…
Из материала ТАСС (слова матери одного из выпускников):
Аниматоры, диджеи, неоновые джунгли, белые лимузины с шампанским. Что ещё? Заказ стриптиза, кальянные залы, дегустации в винном погребке? Всё — для шагающих в сторону взрослой жизни выпускников…
Вокруг школьников крутится целая бизнес-империя, готовая предлагать услуги от символических подарков педагогам и скромных причёсок и платьев до «подарков» школе в виде обставленных мебелью и дорогостоящим оборудованием кабинетов (учебных аудиторий). И дорогие «подарки» — исключительно, понимаешь, добровольно… Ну если школа помогла подготовиться так, что чадо смогло решить на ЕГЭ задачу про улитку, так отдельные родители готовы «добровольно» свернуть ради такой бюджетной организации горы…
На этом фоне информация о том, что российские школьники выиграли международную олимпиаду по математике и IT или продемонстрировали высокий уровень знаний в ходе иного турнира интеллектуалов, воспринимается, к сожалению, не как вполне рядовое для нашей страны событие, а как что-то, происходящее скорее вопреки, нежели благодаря…