В Мире

Энергетика Украины: все дороги ведут в Москву

22р

Готовь сани летом, а телегу зимой. Такова старая народная мудрость, которую нельзя отменить ни указом президента с гербовой печатью, ни произношением ритуальных фраз об Украине и ее «героях». Если бы было все так просто как 100 лет назад, украинская революция продолжалась бы вечно, так как сало в «коморах» на хуторах никогда бы не переводилось, а хлеб у нас растет чуть ли не сам собой. Такая вот благодатная земля. Но какой-то «зраднык» выдумал цивилизацию, которая вот уже третий год путает «патриотам» Украины все карты.

Цивилизация произвела на свет экономику (или наоборот), а та все время хочет кушать. Нынешний век не зря называют веком электричества. Именно электроэнергия является «кровью» и лучшим маркером экономики страны. Дешевая энергия привлекает в страну инвестиции и производства, а дорогая выдавливает производства за рубеж и порождает сказки о «постиндустриализме», в котором все его члены живут наподобие буддистов попавших в состояние нирваны.

Два слова не совсем по теме

Постиндустриализм. Это временное состояние экономики страны, когда старые запасы еще не проедены, а конкуренты еще не успели перенять себе все нужные им технологии.

Минипостиндустриализм. Украина пережила в 1990-2000-е, когда она проедала запасы «тоталитарного прошлого» и торговала оставшимися у нее технологиями. Но как и предсказывали ученые, хватило ей этого на 25 лет.

Сама концепция постиндустриализма предполагает наличие «золотого миллиарда» и всех остальных, которые готовы его кормить. За последние 30 лет население «золотого миллиарда» выросло до минимум двух миллиардов (США, Европа, Япония, и некоторые бывшие восточные «тигры»), что усилило давление на остальных (то есть их эксплуатацию). Как только и Китай войдет в состав «золотого», то места в этой лодке уже не останется, даже несмотря на то, что жителей Украины на тот момент может остаться и меньше 30 миллионов.

А когда-то был популярным лозунг: «Нас 52 миллиона». Еще 20 с небольшим лет назад.

Итак, мы поняли, что у Украины нет оснований рассчитывать повторить успех Европы или США. Место в «золотой» шлюпке не для нас. А значит, нам надо думать о низменных вещах, вроде заводов и электростанций, которые эти заводы питают. А также о тепле зимой. Потому как «Украина цэ не Европа», как минимум по климату. Чтобы там себе ура-патриоты не придумывали. Географию не обманешь.

Энергетика Украины

Итак, что у нас с энергией. На Украине есть четыре ее критических источника: вода, атом, уголь, газ.

Вода как образец халявы

Начнем с самого простого воды. Ее в этом году много, что позволило пану Гройсману даже нацепить себе «медальку»:

«Мы с министрами недавно были в Новоднестровске. ГЭС, гидроэнергетика Украины, мы имеем сегодня производство электроэнергии в балансе производства от гидроэнергетики 8,6%. Потенциал — 15,5% от всей выработки электроэнергии мы можем производить из воды. Это то, что нам нужно развивать, и этими технологиями Украина сегодня владеет. Локализация таких технологий в Украине — 80% и выше».

Гройсман Владимир Борисович

Вообще-то тут никакой заслуги правительства Украины нет, разве что это именно Гройсман и его министры договорились с небесной канцелярией.

То, что очень плохо для Измаила, где страшный ливень привел к подтоплению города и попаданию нечистот в водоемы, что уже аукнулось городу почти 600 больными, то хорошо для ГЭС.

Прошлый год был аномально безводным и это привело к сокращению выработки электроэнергии гидроэлектростанциями Украины. Обычно она составляет 10-12%, а в прошлом году было всего 8,6%. Но ливни в бассейне Днепра, где сосредоточена основная масса ГЭС Украины дадут возможность довести относительную выработку ее в общем балансе страны до 15%. Благо ГЭС были построены еще при «проклятом режиме» и инвестиций много не требуют.

Но на этом положительные моменты для энергетики Украины в нынешнем году закончились.

Это не значит, что выработка электроэнергии на ГЭС вырастет почти вдвое. Дело в том, что в стране быстрыми темпами происходит деиндустриализация, которую в Киеве предпочитают показывать как экономию.

За 2015 год спад в потреблении электроэнергии составил 10,8%. За первые 4 месяца 2016 года еще 7%.

Хотя я и тут немного лукавлю. Экономия тоже есть, но тут опять пока особо не видны заслуги правительства. Дело в том, что прошлая зима была еще теплее, чем позапрошлая и частично сокращение потребления можно связать и с этим. Другим фактором экономии стал выезд значительной части граждан на заработки за рубеж. Да и просто от войны.

Главное, чтобы они за собой не забыли выключить свет.

Фото: http://live4fun.ru/data/old_pictures/s3img_81359311_1590_1.jpg

Итак, с общими тенденциями в энергетике и ее халявной составляющей мы определились. Потребление будет падать, и это станет долгосрочным трендом, пока с наследием «тоталитарного прошлого» —промышленностью и перенаселенностью территорий — не будет покончено. В связи с этим становятся понятными и те несуразности в энергетическом секторе, которые можно видеть сегодня.

Атом

Денег нет. Именно в таком режиме сегодня живет атомный монополист «Энергоатом». Его имущество арестовано и он не может свободно распоряжаться теми суммами, которые ему поступают на счета. Проблемы в отрасли накапливаются уже давно. Просто в марте произошел их «качественный скачок». И если уже в начале 2016 года мы наблюдали резкий рост аварийных отключений на украинских атомных блоках, то что нас ждет осенью и зимой?

Между прочим, «страна-агрессор» вновь вошла в положение «страны-жертвы» и поставила ей топливо в долг (какое коварство!). Какие «высокие отношения» сегодня можно наблюдать в мире между двумя «воюющими» странами. Жуть.

А ведь именно на АЭС ляжет основная нагрузка в обеспечении населения и промышленности бесперебойным энергоснабжением. Одновременная остановка на внеплановый ремонт нескольких блоков-тысячников может привести к веерным отключениям. И такая ситуация в этом году уже случалась, но тогда страну спасло то, что зима уже фактически была пройдена, а ТЭС и ТЭЦ, работающие на украинском и ЛДНРовском угле, имели неплохой запас топлива и могли перекрыть недостачу атомной генерации.

А как будет дальше? Дело в том, что на угольном фронте сегодня все не так хорошо.

Уголь

Уголь для Украины после первого Майдана стал той национальной идеей, которая должна была сделать ее энергонезависимой. На уголь переводились многие блоки тепловых станций. Причем довольны были все.

Политики отчитывались о том, что они делают страну энергонезависимой и получали похвалы от своих заокеанских спонсоров. Хозяева шахт и ТЭС, а на Украине это преимущественно одни люди, то есть один человек, получал(и) баснословные доходы.

Электроэнергия ТЭС на Украине стоит много дороже, чем электроэнергия АЭС. Еще в период «межмайданья» закрепилась пропорция между тарифами для АЭС и ТЭС 2,5 раза, которая примерно соблюдается и сегодня.

Итак, все были довольны, пока не грянул второй Майдан. Оказалось, что по его итогам основные запасы угля в стране находятся на «неподконтрольной Киеву территории». Усугубляет ситуацию тот факт, что угольная отрасль на Украине традиционно дотационная и, чтобы сократить разрывы в бюджете в конце 2015 года, было принято решение закрыть даже те шахты, которые находятся на территории «пока еще подконтрольной Киеву». Параллельно с этим руководство страны объявило, что оно больше не будет покупать за валюту, которой нет, уголь из ЮАР, так как «в этом уже нет потребности».

Вообще-то уголь из ЮАР это еще та афера. Большая его часть в 2015 году пришла в украинские порты из Новороссийска (а вы что не знали, что угольный ЮАР находится на Черном море?) и есть у меня такая стойкая уверенность, что добыт он был на «южноафриканских» шахтах в районе Донецка, Горловки или Краснодона. В общем, как только это стало достоянием общественности, решили эту «зраду» прикрыть.

Как результат, уже в мае добыча угля на Украине сократилась на 11,2% к маю 2015 года и на 16,6% по отношению к апрелю 2016 года.

В конце мая — начале июня на профилактику встали 9 из 15 украинских атомных блоков. И тут как по команде «выстрелил» Донбасс. С 1 июня 2016 года он приостановил отгрузку угля на «континент».

В течении апреля 2016 года количество топлива на складах электростанций Украины увеличилось на 3,6% и составило на 1 мая 2 млн 746,2 тыс. тонн, в том числе запасы углей «Г» и «Д» составили 1 млн 632,6 тыс. тонн, «А», «Ш» и «Т» — 1 млн 113,6 тыс. тонн.

В мае произошел перелом тенденции, а в июне обвал.

На 21 июня суммарные запасы угля сократились до 1 млн 483,5 тыс. тонн. При этом только за последнюю неделю на 8,5%. Быстрее всего падают запасы антрацита (а как иначе). За неделю сразу на 26,4% или до 405,4 тысяч тонн. То есть такими темпами уже через несколько недель в украинской энергетике должен наступить период летних веерных отключений, если не будет найдено решение . И найдено оно может быть вновь либо на территории непризнанных республик, либо на территории «страны-агрессора».

И при этом руководство Украины до сих пор говорит населению, что оно собирается переводить на уголь украинские ТЭС. Так и хочется у них спросить: КАКИЕ? Еще такие остались (кроме нескольких небольших ТЭЦ)?

Ну да ладно с углем все понятно, а как там у нас с газом?

Газ

Украина еще после первого Майдана задалась целью избавиться от газовой зависимости. При этом в расчет не брались критерии выгоды, себестоимости и т.д. Только политическая составляющая. Именно поэтому газ «по пиисят» в 2005 году был отвергнут и начал покупаться по «двести пятьдесят». Следуя той же логике десятью годами позже принято решение строить на Украине великую аграрную державу на фоне ее деиндустриализации.

Как мы помним в начале статьи. Цивилизация стала обузой «незалэжности» Украины, и с этим надо было что-то делать. С цивилизацией.

Этапы этой борьбы мы видели последние два года. Промышленное производство значительно сократилось, а Украина при этом достигла значительной экономии в газе. Май 2016 года стал «рекордным».

Страна установила «рекорд» по потреблению голубого топлива. Всего 1,1 млрд. кубов. Правда, за счет простоя химических комбинатов. Но зато оцените какая «пэрэмога».

Ну и традиционно помог Дед Мороз, который обидевшись на своих «любимых друзив» в вышиванках второй раз старается не заходить на территорию Украины, где на него объявлена настоящая охота.

Но даже в таких условиях, полностью отказаться от всех благ цивилизации, то есть от газа Украина не может. Ей придется его закупать. Первый квартал 2016 года прошел под лозунгом: «ни одного куба москальского газа в схронах Украины». Весь газ планировалось закупать у Европы и на европейские деньги.

Как и в прошлом году.

Но с европейскими деньгами пока не срастается, а потому Киев сменил гнев на милость и решил в третьем квартале купить у России газ «по пиисят», шучу, по 160-170 долларов за тысячу кубов.

Именно для того, чтобы подешевле закупить валюту для «Нафтогаза», сегодня на Украине НБУ искусственно укрепил курс национальной валюты до уровня 25 грн/доллар.

Дело в том, что цена газа, согласно контракту от 2009 года имеет лаг 9 месяцев, а значит, и самая дешевая цена на российское топливо должна быть именно в 3 квартале 2016 года.

А чтобы усилить свои переговорные позиции и показать Москве свои возможности, Киев решил объявить закупку газа на внутреннем рынке (у частных компаний). Лучше он бы этого не делал.

На днях был проведен пробный редукцион по приобретению 200 млн кубов голубого топлива.

Схема редукциона следующая. Нафтогаз объявляет максимальную цену и опускает ее до тех пор, пока не закупит нужное число кубов за минимально возможную цену.

Стартовая цена была объявлена на уровне 5404,8 гривны за 1000 кубов. Самая дешевая цена предложения составила 5800 грн. за 1000 кубов. Как мы понимаем редукцион не состоялся виду отсутствия желающих продать за любую приемлемую для «Нафтогаза» цену. Примечательно, что цена отсечки составила в долларах сумму почти в 220 долларов, а производители готовы были продавать по 232 доллара. За вычетом НДС это составит соответственно 183 и 193 доллара.

При этом закупки газа в Европе дают на сегодня цену на границе Украины выше 200 долларов за 1000 кубов.

В общем, скорее всего гонор будет временно положен на полку, а «Нафтогаз» с высоко поднятой головой придет к «Газпрому» и попросит ему продать газу «на все». На все те деньги, которые НБУ сможет выкачать с межбанка по льготному курсу.

Выводы

Третий год подряд Украина пытается диверсифицировать поставки топлива, и третий раз она возвращается к варианту сотрудничества с Москвой. Причем по всем направлениям. Наверное это что-то значит, и лидерам Украины следует прочесть классиков политэкономии. Но нет. Киев это бесит, он старается, но не может: плюнуть снизу вверх в лицо России так, чтобы плевок под действием законов физики (экономики) не вернулся бы к нему назад.

Не может, но из года в год повторяет свои попытки и выглядит при этом с каждым разом все более жалко, несмотря на то, что потребности ее экономики в энергии за два года экономической катастрофы в стране существенно снизились.

Источник

Фото Politrussia

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.