Российская экономика, согласно прогнозам Международного валютного фонда (МВФ), продолжит сокращаться в 2016 году. Правда, чуть меньше, чем в 2015 году. Об этомзаявила на пресс-конференции глава фонда Кристин Лагард.
«У нас нет позитивного прогноза по российской экономике. Мы по-прежнему думаем, что российская экономика продолжит сжиматься, меньше, чем в 2015 году, но, тем не менее», — ответила Лагард на просьбу прокомментировать заявление президента России. Напомним, Владимир Путин, выступая в рамках Петербургского международного экономического форума, сказал, что Россия сумела сохранить резервы, существенно сократить отток капитала — по сравнению с первым кварталом 2015 года в пять раз.
Исходя из этих данных, президент России сделал вывод о том, о том, что в 2016 году экономика страны будет расти. Чей прогноз более объективен?
— Прогнозам МВФ я не доверяю уже потому, что они политически ангажированы, — говорит генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. — Если госпожа Лагард сделает слишком оптимистичный прогноз для российской экономики, она рискует повторить судьбу Стросс-Кана.
Кроме того, под развитием экономики часто имеют в виду довольно разные вещи. В МВФ под экономикой подразумевают, прежде всего, деньги. Сумели из чего угодно выжать деньги — значит, экономика развивается. Я это называю экономикой последнего дня. Что будет послезавтра, никого не интересует. Если исходить из этой логики, Лагард права, поскольку развивающаяся экономика России требует больших финансовых вложений. Поэтому потоков «лишних» денег в ближайшее время у нас точно не будет. На самом деле, в России в периоды кризисов главным образом всегда страдала не экономика, а социальная сфера. Поскольку мы по обыкновению решали экономические проблемы за счёт рядовых граждан. А это, в свою очередь, уменьшало покупательские способности населения.
Вот если эту огромную проблему не решить, то никакого развития экономики не произойдет, а будет, скорей всего, стагнация.
— МВФ за короткое время уже несколько раз поменял свой прогноз относительно развития экономики России, — говорит президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Ещё совсем недавно у них прогноз был вполне оптимистичным. Допускаю, что как раз тот прогноз, так или иначе, повлиял на «оптимизм» чиновников экономического блока правительства России. Они, наверняка, и сделали для Владимира Путина выкладки, которые позволили ему заявить о том, что худшее в нашей экономике позади. Теперь я жду, что наши либеральные экономисты начнут говорить о том, что «дно кризиса» ещё не достигнуто. То есть прогнозы западных экономистов и наших — сообщающиеся сосуды. Собственно, уже вчера эксперты Высшей школы экономики пришли к выводу, что падение российской экономики может продолжиться. Я лично уверен, что никакого реального улучшения дел в экономике не происходит. Поэтому спорить о том, оттолкнулись мы от дна на полпроцента или просели на процент — занятие малоперспективное.
Моё внимание больше привлекает прогноз лауреата Нобелевской премии Кристофера Писсаридеса, который заявил, что России угрожает «японский сценарий». То есть мы рискуем оставаться на «нулевом росте» очень длительное время. Точно также Япония в 90-х годах остановилась на определённом уровне и дальше не пошла. Но Япония, по крайне мере, достигла высокого уровня развития и ей особенно беспокоится не о чем, кроме того как не «пойти вниз». А вот наша экономика напоминает ребёнка, который вырос на «метр с кепкой» и дальше не растёт — год, два, три. Конечно, нормальные родители в таком случае должны обеспокоиться и показать ребёнка врачу.
Вот и правительству России пора уже, наконец, определиться с принципиальным «лечением». Особенно в условиях той ситуации, которая сложилась на международной арене. Политическое давление на нашу страну будет только возрастать.
В такой ситуации слушать прогнозы МВФ не стоит.
— А какой прогноз у вас?
— Есть в экономике такое понятие «эффект базы». Когда экономика просела, через какой-то период её снижение начинает замедляться. Если в прошлом году падение составило, согласно официальным оценкам, около 4%, то в этом году, по идее, оно должно быть меньше. Но это совсем не означает, что в 2017 году нас ждёт рост.
Все факторы, которые негативно влияют на нашу экономику, остаются. Прежде всего, это снижение покупательской способности. ВВП на 60% строится из расходов домохозяйств. При этом сегодня ещё не в полной мере сказывается такой фактор, как инвестиционная пауза.
Вот уже два года в нашу экономику поступает мало инвестиций. Но отрицательный эффект от этого будет серьёзно заметен только в этом или следующем году. Поэтому я не жду пока роста экономики.
— Предсказать рост или спад российской экономики крайне сложно, поскольку сейчас на него влияет множество факторов, как внутренних, так и внешних, — считаетруководитель направления финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников. — Рост экономики зависит во многом от инфляции. А на неё влияют внешнеполитические факторы. Вот сейчас проходит голосование по вопросу членства Великобритании в ЕС. Если победят противники евроинтеграции, просядет евро, резко вырастет курс доллара в Европе. Через какое-то время это неизбежно отразится и на нас — понизится курса рубля. Ещё один фактор — долговой кризис в Китае, который назревает уже не один год. Если в Поднебесной не смогут его предотвратить, это обернётся спадом китайской экономики, что в свою очередь понизит мировые цены на нефть. Что опять-таки негативно скажется на нашей экономике. Трудно предсказать, будет ли повышена ставка американской ФРС.
Если все эти внешние факторы не сыграют отрицательной роли, то, вероятней всего, рост экономики будет чуть выше или чуть ниже нулевого.
Фото ТАСС
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).