24 июня, во время выступления в Харьковском университете воздушных сил, президентПётр Порошенко остался верен себе, выдавая желаемое за действительное.
Очевидно, подстраиваясь под аудиторию, глава Украины заявил, что «незалежной» необходимы мощные военно-воздушные силы, которые были бы способны отбить атаку любого противника. «Наша военная авиация по своему назначению, огневой мощи и дальности боевого применения должна стать той силой, которая вместе с другими составляющими обороны обеспечит сдерживание амбиций Российской Федерации, которая будет способна нанести адекватный удар в ответ любому агрессору», — заявил Порошенко.
При том, что в отличие от украинского «летающего хлама», одно перечисление российских частей ВВС заняло бы больше половины выступления г-на Порошенко. В то время как украинские «небесные тихоходы» (большая их часть представляет нерастранжиренную часть «советского наследия») в последние годы превратились в штучный товар. И всё же Порошенко не унывает: «в 2016 году на модернизацию украинской авиации выделено 2,5 миллиарда гривен (приблизительно 6,4 миллиарда рублей)».
«Это позволит армии получить из ремонта около 50 летательных аппаратов с восстановленной боеспособностью: 35 самолётов, остальные — вертолёты», — добавил президент.
О том, что даже морально устаревший самолёт Су-27 стоит $ 15 млн. (в прежних ценах), Верховный главнокомандующий предпочёл умолчать.
Пару лет назад мир облетели шокирующие кадры, как украинские бомбардировщики с помощью неуправляемых снарядов «утюжили» мирное города Донбасса и Луганска.
Однако ополченцам Донбасса удалось захватить средства ПВО в военных частях, чтобы прикрыть небо над народными республиками. Вскоре они стали регулярно поражать боевые самолеты украинских ВВС. После ощутимых потерь ВВС Украины прекратили совершать боевые вылеты в Донбасс.
Напомним, ранее глава Украины хвастался тем, что ВСУ «остановили самую большую армию на континенте и создали мощную коалицию в мире».
Несмотря на столь, казалось бы, впечатляющие успехи, глава украинского государства заявлял о необходимости подготовить и инфраструктуру, и соответствующую материально-техническую базу для того, чтобы иметь возможность развернуть партизанское движение в стране в случае войны. Он также утвердил указ, позволяющий иностранцам и лицам без гражданства проходить службу в украинской армии.
Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов считает, что ВВС Украины показали, что оказались не в состоянии справиться даже с ополченцами, которые имели в своём распоряжении только ПЗРК.
— Та численность восстановленных единиц авиации совершенно несостоятельна в российских масштабах, где речь идёт о сотнях единиц. Хоть боевых, хоть военно-транспортных самолётов или вертолётов.
— У российских ВВС на подходе есть уже «летающий робот», истребитель пятого поколения Т-50. Чем может ответить украинский авиапром?
— На вооружении украинских ВВС лишь то, что осталось от советской армии. Это Су-27, МиГ-29, Су-24, чешские самолёты Д-39 (которые мы использовали в качестве тренировочных). Надо учитывать, что у Киева есть ещё самолёты ГП «Антонова» (военно-транспортные машины). Но опять же, за последние два года в войска были переданы буквально единицы этой техники.
Например, в августе 2015 года ВВС Украины получили один Ан-26 (1969 года выпуска). Этот борт находился на хранении, и его просто отремонтировали. Передача военной техники ВВС Украины составляла 1−5 единиц в месяц. Можно посчитать, сколько всего получили украинские вояки штурмовиков, вертолётов и самолётов.
— Что может противопоставить этому Россия?
— В одном Крыму размещена авиадивизия. Это больше всех воздушных сил Украины. Кроме того, украинская техника — это вынутое из запасников и отремонтированное старьё (часть её была сбита). Не говоря, уже о том, что до сих пор не создана система управления воздушными силами Украины.
Это связано с общим бардаком в стране. Управление не налажено. Соответственно, каким может быть управление ВСУ? Как следствие, отсутствие четкого понимания того, кого следует перевооружать, где брать средства. Так и не отрегулирована логистика. Разбросанные по различным местам аэродромы могут представлять собой какую-то силу?
— Это невозможно. Во-первых, у руководства альянса есть чёткое понимание того, что любая техника, переданная Украине, может вскоре оказаться у ополченцев. Поэтому НАТО поставляет только нелетальную технику, не говоря уже о сложных системах управления или наведения огня. Известен случай, когда Украина получила три системы для обнаружения артиллерийского огня. Одну сломала, а две остальные захватили ополченцы, когда брали Дебальцево.
— ВСУ может закрыть небо с помощью систем ПВО?
— В этом смысле на Украине не так всё плохо. «Самостийщики» опираются на оставшееся от СССР вооружение. А это довольно большое наследство, включая С-300. По крайней мере, нанести какие-то удары они могут. Другое дело, трудно определить, в каком состоянии находятся украинские системы «земля-воздух», учитывая качество обслуживания. Тем более, что шесть систем С-300 украинцы продали, часть просто развалилась и сгнила. Сколько боеспособных системы ПВО у Киева осталось — это «тайна, покрытая мраком».
Другое дело, что в наземных боях с ЛДНР они просто бесполезны. У республик ведь нет авиации. Я думаю, что Порошенко, всё-таки имел ввиду противостояние российской авиации. Тогда это просто смешно — российские ВВС одни из сильнейших в мире. Только две армии могут с нами конкурировать в воздухе — США и Китай.
Китай берёт численностью, а американцы технологиями. У нас же накоплен большой опыт эксплуатации новых и модернизированных платформ. Равновеликие соперники Украины — это Молдавия и Албания.
— То есть, Порошенко откровенно блефует?
— Даже не знаю, как назвать это. Президент Украины уже давно дискредитировал себя. Возможно, если бы он понимал, что говорит откровенную глупость, и выставляет себя посмешищем, он бы воздержался от столь неадекватной оценки. А так, вроде бы неглупый человек. Просто «положение обязывает» — раз выступаешь в Харьковском университете воздушных сил.
Насколько я помню, к середине прошлого года украинский генералитет заявлял, что к середине прошлого года было отремонтировано для ВВС чуть ли не 600 единиц техники. Ну и где всё это? Просто интересно — сегодня разговор идёт о 50 летательных аппаратов. Складывается такое впечатление, что все эти цифры берутся «с потолка».
В разговоре с «СП» главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко заявил, что любое выступление Порошенко уже давно воспринимается как анекдот.
— Очередные грозные заявления г-на Порошенко о том, что он чуть ли не собирается наносить авиаудары по России, ничего, кроме чувства искреннего изумления, не вызывают.
— Вся украинская авиация, как и военная техника в целом, это металлолом и необученные люди. Максимум, на что они способны, это убивать собственных сограждан на Востоке Украины. Чем они и занимаются с большим успехом вот уже больше двух лет.
Что касается украинских ВВС, то они, как таковые не существуют. Можно, конечно, выкатить на «бетонку» истребитель, посадить на второе место в кабине пилота Порошенко, и покатать его. Чтобы показать народу, какой классный у нас Главнокомандующий. Но, с практической точки зрения, говорить о том, что ВВС Украины представляют собой организованную силу, не приходится.
— Тогда за счёт чего украинская армия собирается «противостоять российской агрессии»?
— Потенциал ВСУ чисто карательный. Мы помним, что даже слабо обученные ополченцы, которые взяли в руки автоматы Калашникова и захватили трофейную технику, нанесли, как минимум, два сокрушительных поражения по украинской армии.
На сегодняшний день это самая коррумпированная и погрязшая в нищете военная сила в Европе. Потенциал ВСУ даже хуже, чем армии Косово. Это пьяные мародёры, которые готовы расстреливать и уничтожать свой собственный народ. Напомню, что украинская армия даже вывозила кованые ворота из Донбасса. Это армия насильников, о боевой мощи которой, вообще, не приходится говорить.
Кстати говоря, Украина продала до 80% того оружия, которое она получила после краха СССР. Зачастую используя для этого мошеннические, нелегальные схемы. На международном уровне Киев обвиняли в поставках Саддаму Хусейну. Был скандал, когда Ирак вернул партию БТР из-за трещин в броне. Часть контрабанды ушла в ряд африканских стран.
— На состоянии чьей «оборонки» в наибольшей степени отражается разрыв в ОПК?
— Украинский оборонно-промышленный комплекс был целиком ориентирован на Россию. На нашу страну приходилось 90% всех поставок. В основном, комплектующие, узлы, двигатели. Кроме того, Украина реализовывала ряд совместных программ. В частности, по военно-транспортному самолёту Ан-70. Разрыв кооперационных связей означает смерть украинского ОПК. Потому что никому его продукция не нужна, в принципе. Эта агония будут длиться от 3 до 5 лет.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня