В политике Норвегии — очередной виток безумия и неблагодарности. Такое ощущение, что потомки викингов, подобно их предкам-берсеркам, наелись мухоморов и впали в непонятное боевое неистовство, направленное против России…
Власти Норвегии объявили о самой масштабной модернизации вооруженных сил королевства со времен Холодной войны. В ее рамках будет закуплено весьма значительное для страны всего с 5-миллионным населением количество военной техники. Речь идет как минимум о закупке сразу 52 американских истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35, четырех подводных лодок (предположительно, новейших дизельных шведских) и шести береговых патрульных самолетов. Также сообщалось о планах строительства новых пяти фрегатов и шести корветов. Кроме того, будут предприняты меры по поддержанию боеготовности уже существующего норвежского арсенала. Оборонный бюджет маленькой Норвегии при этом в ближайшие 20 лет вырастет на 165 миллиардов крон (порядка 17,5 миллиардов евро). Против кого все это — в королевстве даже не скрывают:
У нас все более и более непредсказуемый сосед на востоке, который укрепляет свой военный потенциал, показывая готовность использовать силу как политический инструмент.
Министр обороны Норвегии Ине Эриксен Сёрейде, в свою очередь, заявила, что вооруженные силы страны с целью противостояния «российской угрозе» ждет реорганизация. Начальницу всех норвежских военных беспокоят российские самолеты, которые хоть и не нарушают границы королевства, но «наращивают дальность и количество полетов» у себя дома…
На границе с Россией норвежцы разворачивают новое армейское подразделение. 200 рейнджеров будут дислоцироваться в Сёр-Варангере, в непосредственной близости от российской Печенги и Никеля. Рейнджеры с противотанковым и зенитным вооружением усилят гарнизон, который сегодня состоит из нескольких сот пограничников.
Вооруженные силы Норвегии даже до модернизации были достаточно мощными. Считается, что расходы на оборону «на душу населения» в королевстве — самые высокие в Европе. Вооруженные силы достаточно компактны (около 30 тысяч человек на действительной военной службе и порядка 45 тысяч человек организованного резерва), но при этом хорошо подготовлены и обеспечены. С учетом наличия в стране обязательной военной службы по призыву и ее высокого престижа, значительная часть населения имеет военную подготовку. В случае гипотетического конфликта Норвегия может поставить под ружье несколько сот тысяч человек.
ВС Норвегии располагают 52 танками Leopard 2А4 и 20 — старыми Leopard 1A5, 315 бронетранспортерами М113, 104 БМП CV9030, 80 БТРами ХА-185 SISU и ХА-203 SISU, примерно 200 бронированными многоцелевыми машинами. А также — некоторым количеством РСЗО и самоходок.
Основной самолет ВВС — F-16 (сейчас на вооружении 57 единиц).
С моря Норвегия прикрывают пять фрегатов, шесть корветов и шесть подводных лодок.
Желание Норвегии «поиграть в солдатики» и создать условия для дестабилизации наших северных границ выглядит вдвойне странно в контексте многолетней дружественной политики Москвы в отношении Осло.
Российская империя была одним из первых государств, признавших независимость Норвегии. Достаточно быстро были установлены дипломатические отношения между Норвегией и СССР.
В 1944 году именно Красная армия освобождала Норвегию от немецко-фашистских захватчиков. Тысячи советских солдат и офицеров заплатили своими жизнями за ее свободу. А после этого Советский Союз, который сам был разорен войной, помогал восстанавливать своего северного соседа. Жителям Норвегии выдавали продовольственные пайки, а инженерные части Красной армии отстраивали разрушенные здания и сооружения. Причем, Советский Союз даже не пытался сделать Норвегию зоной своего влияния или перекроить с ней границы. В сентябре 1945 года, оказав соседям безвозмездную помощь, советские войска развернулись и добровольно покинули страну.
В 1970-е годы между СССР и Норвегией разгорелся спор относительно территории акватории Баренцева моря, на шельфе которого есть запасы углеводородов. Однако Россия в 2010 году добровольно уступили Норвегии половину спорной территории и пописала с ней договор «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане».
В 1949 году Норвегия уже «отблагодарила» нас за кровь советских солдат, пролитую за ее свободу, за хлеб и сахар, оторванный для нее от голодных советских людей, за добровольный уход в 1945-ом, выступив одним из создателей антисоветского блока НАТО. Теперь нас, видимо, благодарят за подаренные территории, шельф и углеводороды на десятки миллиардов долларов…
Сначала Норвегия ввела против нас санкции за войну, развязанную Штатами на Украине, потом устроила скандал из-за визита нашего вице-премьера на официально открытый для посещения Шпицберген, а теперь — вооружается против нас и создает на границе новые направленные против нас воинские части…
А руководит всей агрессивной антироссийской деятельностью блока НАТО сегодня тот самый норвежский экс-премьер-министр, который заработал себе очки на демаркации границы с Россией, увеличении площади норвежской акватории и запасов углеводородов в 2010 году — Йенс Столтенберг. Сейчас этот человечек ратует за усиления присутствия НАТО в Прибалтике и на Черном море, делает вид, что размещение в Восточной Европе антироссийской системы ПРО — это нормально и призывает «сдерживать» Россию, которая на самом деле не собирается ни на кого нападать.
Норвегия — это, к сожалению, новый пример того, что дружить с западными странами и делать им добро — занятие совершенно неблагодарное. И из опыта нашего общения с Осло нужно в очередной раз сделать вывод о полной бесперспективности попыток «налаживать мосты» с либеральными режимами Западной Европой и Северной Америкой. «Змея, пригретая на груди» — это сказано как раз о них. Возможность норвежским корпорациям грабить страны Африки, Азии и Латинской Америки под прикрытием «старших братьев» по НАТО для Осло, увы, куда важнее таких вещей, как справедливость и благодарность.
Фото Politrussia