Математики из Великобритании создали компьютерную модель, которая показывает, что некоторые люди могут быть генетически запрограммированы на доброе поведение, а другие из-за особенностей в устройстве ДНК становятся злодеями, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS Computational Biology.
Считается, что большинство млекопитающих, кроме человека и некоторых высших приматов, не склонны помогать своим соплеменникам и не поддерживают дружеские связи вне своей стаи. За последние годы ученые провели множество «тестов на альтруизм» с участием шимпанзе, некоторых других обезьян, а также младенцев и детей.
Часть экспериментов показала, что обезьяны способны помогать окружающим бескорыстно, другие подтвердили «животный эгоизм» приматов. С другой стороны, дети приобретают чувство альтруизма уже в 15 месяцев, что говорит о чрезвычайной важности подобной психологической черты — умения быть добрым по отношению к окружающим – для эволюции и выживания человечества. По этой причине ученые активно пытаются понять, что толкает человека в сторону помощи ближнему, изучая поведение разных животных и даже бактерий.
Саша Долл (Sasha Dall) из университета Эксетера (Великобритания), математик по образованию, и его коллеги заявляют, что им удалось создать математическую модель, объясняющую существование не только добрых, но и злых людей в нашем обществе, наблюдая за поведением «коллективных» форм микробов.
Как рассказывают ученые, в нашем обществе и среди животных есть как ярко выраженные нахлебники, так и альтруисты, которые относительно мирно живут друг с другом, несмотря на нещадную эксплуатацию вторых первыми. В их существовании, как полагают авторы статьи, замешаны генетические факторы, толкающие человека в сторону эгоизма или альтруизма.
Модель, подготовленная Доллом и его коллегами, показывает, что подобное поведение действительно может быть обусловлено различиями в устройстве одного или нескольких генов, и что все черты во взаимодействии и манере действий генетически добрых и злых людей можно воспроизвести при помощи компьютера, в том числе и их «мирное сосуществование» друг с другом.
«Теория социальной эволюции никогда не учитывала возможность того, что на наше поведение может влиять генетический полиморфизм и изменчивость. Мы разработали модель, которая позволила нам проверить и доказать это, и теперь мы надеемся подтвердить данные выводы экспериментальным путем, в ходе опытов на животных или микробах», — заключает Олоф Леймар (Olof Leimar) из Стокгольмского университета (Швеция).