Любая позитивная подвижка в отношениях между Россией и Европой вызывает всплеск панических настроений в Киеве.
Украина намерена жёстко отреагировать на декларацию Бюро Парламентской ассамблеи Совета Европы о восстановлении диалога с Москвой, заявила вице-спикер украинского парламента Ирина Геращенко.
«Изменение настроений и смягчение риторики в отношении Москвы является кощунством», — написала она на своей страничке в «Фейсбуке». «Мы готовим жесткую реакцию на действия (главы ПАСЕ) Педро Аграмонта. Я вообще уверена, что только жесткая и активная позиция на международном фронте заставит европейцев не забывать про Крым и Донбасс и не забывать о принципах», — разразилась она грозными инвективами в адрес европейских парламентариев.
По её словам, «Украина сейчас спасает Европу — защищает ее восточные границы и напоминает о принципах».
Огорчила Декларация и главу украинского МИД Павла Климкина. «Чрезвычайно удивлен и разочарован декларацией Бюро Парламентской ассамблеи Совета Европы», — процедил он в комментарии.
Напомним, 24 июня Бюро ПАСЕ неожиданно вспомнило о своей роли «общеевропейского форума для межпарламентского сотрудничества». Результатом прозрения стало приняло декларации, в которой отмечается необходимость налаживания диалога с РФ.
«Для этого следует найти способы поддержания открытых каналов связи с российским парламентом и изучить все возможности для диалога в рамках парламентской дипломатии. Наши общие интересы в области защиты прав человека, демократии и верховенства закона — как на национальном, так и на международном уровне — сильнее, чем разделяющие нас проблемы», — говорится в заявлении. Россия была лишена права голоса в ПАСЕ в апреле 2014 г.
Естественно, что майданная элита после этого испытала лёгкий шок. Первый зампред комитета Рады Леонид Емец высказался почти по-женски ревниво: «Органы ПАСЕ и фракций/групп очень неровно дышат в сторону России. И это отражение общей международной политики».
По мнению руководителя Центра внешней политики России Института экономики РАН Бориса Шмелёва, в «холодной войне» против России наши украинские «партнёры» не брезгуют никакими средствами.
— Их главная цель — сделать отношения между Россией и Европой максимально жёсткими.
— Можно ли говорить об усилении романо-германского блока в связи с Brexit?
— Пока трудно делать вывод, как это отразится на политике ЕС к России. Выход будет тянуться, как минимум, две года, парламент будет принимать законопроекты на этот счёт.
— Уменьшится ли финансирование Киева по европейской линии, учитывая, что Британия — это страна-донор?
— В общем перечне расходов ЕС Украина никогда не стояла на первом месте. Тем более что реально большие объёмы перечисляются через МВФ, Всемирный банк, меньше — через ЕБРР. Это не такие уж суммы, чтобы можно было говорить о существенных потерях.
— Так или иначе, тема евроинтеграции Украины теряет всякую актуальность на фоне усиления центробежных тенденций в ЕС…
— Евроскептики в ЕС поднимают голову, усиливаются настроения изоляционизма. Это реакция на глобализацию. В условиях отрытых рынков, миграционной прозрачности границ, естественно, не все страны способны выдержать такую конкуренцию.
Та часть общества, которая к ней не приспособлена, выступает за жёсткий протекционизм. То есть, чтобы государство закрыло свои границы, и решало проблемы на собственной национальной основе.
Почти 50 лет назад Аурелио Печчеи в рамках Римского клуба говорил о том, что государство не должно существовать. Сейчас это начинает реализовываться.
— В рамках глобальных компаний идёт процесс дробления государства. Транснациональным компаниям мощное государство не нужно. Они заинтересованы в раздроблении крупных стран, которыми проще управлять. Обратите внимание, усиливаются дезинтеграционные процессы в рамках самой Великобритании (Шотландия, Уэльс). Дескать, вы вышли из ЕС, а нас кто спрашивал? То же самое происходит в Испании, Бельгии, Италии.
Накатывает волна самоопределений, но уже на новой основе. Поскольку Европа, с точки зрения научно-технического развития, опережает другие цивилизации, она идёт в авангарде. Но рано или поздно, эти процессы затронут и другие страны. ЕС останется как целое, но будет существовать из более мелких единиц.
— Какова участь Украины в новом проекте?
— В рамках этого процесса она никому не нужна. Это слишком крупный и проблемный «кусок», чтобы его «переварить». Видимо, в Киеве это чувствуют и этого боятся. Отсюда такая взвинченная реакция в отношении инициативы ПАСЕ.
Отношения с этой организацией у России сложные. После того, как нас лишили права голоса в 2014 г., было заявлено, что делегация ПАСЕ не будет допущена в качестве наблюдателей на парламентские выборы. В Европе есть здравомыслящие люди, которые прекрасно понимают, что «бодание» с Россией ни к чему хорошему не приведёт. Видимо, Brexit подтолкнул к тому, чтобы найти некоторый компромисс во взаимоотношениях.
А Киев желает бескомпромиссной борьбы европейскими руками против России.
— Стоит ли возобновлять сотрудничество с ПАСЕ?
— Я лично считаю, что это было бы не так плохо, но не все зависит от нас. Лучше отстаивать свою позицию за столом переговоров, не ограничиваясь одними вербальными демаршами.
Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько отмечает, что в «Фейсбуке» не одна только Ирина Геращенко, но и множество других украинских политиков с разной степенью раздражения и жёсткостью в своих заявлениях обвинили ПАСЕ в том, что она поступает неправильно.
— Дескать, вместо того, чтобы последовательно посылать проклятья в адрес России, она принимает резолюции о том, что у неё с нашей страной общие ценности. В знак протеста заседание ПАСЕ покинул украинский представитель. В принципе, подобной реакции и стоило ожидать.
— Самое любопытное, украинская квазиэлита пытается угрожать этому органу. Интересно, как она это может сделать? Может быть, через американцев?
— Логика такова — рано или поздно ПАСЕ будет обманута Россией. Это старая мифологема, которую придумали создатели украинского национализма. О том, что Украина это часть западноевропейской цивилизации, которая представляет собой буфер между «варварской» азиатской Россией и «цивилизованным» Западом.
Понятно, что подобного рода решения нивелируют защитную роль Украины. Соответственно, Европу, по мнению Киева надо «наказать» из-за неправильных решений.
Если говорить объективно, на континенте набирают силу евроскептики. Чему свидетельством референдум в Германии, Голландии и соцопросы в таких странах как Германия, Финляндия, Австрия.
— Кстати говоря, известный американский финансист и инвестор Джордж Сорос считает распад ЕС неизбежным.
— Я бы не был столь категоричным. Конечно, позиции евроскептиков усилились, но это ещё не означает развала ЕС. Сотрудничество той же Британии и ЕС может регулироваться рядом других договоров на двусторонней основе.
— Тем более, что жители Туманного Альбиона всегда пользовались привилегиями в рамках ЕС.
— В любом случае это не означает смерть ЕС, просто голос евроскептиков будет более слышен.
— Чем это может быть чревато для Украины?
— Великобритания, как известно, это финансовый донор ЕС. Соответственно, финансовые «хотелки» Киева под сурдинку голосов о защите от мифической российской агрессии, будут удовлетворяться в ещё более скромном объёме.
Вся майданная «квазирелигия», этот «культ карго» строился на основе единого, мощного, расширяющегося Европейского Союза. Потом, вдруг, оказывается, что никакого единства в ЕС нет. А, значит, ещё больше вопросов будет вызывать целесообразность евроассоциации Украины.
— Первый зампред комитета Рады депутат Леонид Емец считает, что Россия, по его мнению, имеет «супермощное лобби» в ПАСЕ. То есть в структуре, в которой не участвуют наши представители.
— Это, действительно, звучит нелепо. А где же тогда было это лобби, когда против РФ вводили санкции в 2014 г. Это попытка объяснить объективные процессы, подкупом, работой разведки. Даже Надежду Савченко обвиняют в том, что она «агент Путина» на том основании, что ряд её заявлений не вписывается в общий контекст националистического угара. Хотя от «генеральной линии партии» она отклоняется весьма незначительно.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня