Статьи

Развеян миф о преодолении сырьевой зависимости России

Очень плохая новость для ура-патриотов: вас, как бы это сказать помягче… дезинформируют.

Россиянам вот уже несколько месяцев рассказывают о преодолении сырьевой зависимости, «спрыгивании» с нефтяной иглы и прочих радостях, а потом таможня берет, публикует свои отчеты и… все портит.

О том, что сырьевая зависимость России — это очень плохо, опасно и бесперспективно, говорили многие эксперты. Ура-патриоты, правда, этого почему-то слышать не хотели, обвиняя тех, кто призывал к развитию высокотехнологических производств, «агентами Госдепа». Потом цены на нефть обвалились, и уже даже представители российской власти признали, что сырьевая зависимость — это плохо. Но тут же представители политической элиты заявили о том, что они исправляются и что несырьевые товары уже составляют более половины российского экспорта. Вспомним некоторых персонально.

Министр финансов Антон Силуанов на всю страну заявил о том, что продукция с высокой добавленной стоимостью превалирует в экономике страны.

Глава Минпромторга Денис Мантуров же сообщил россиянам, что продукция с высокой добавленной стоимостью «перескочила» за 50% от общего объема экспорта, по сравнению с «продукцией топливно-энергетического комплекса» — нефтью и газом.

Вот только почему-то официальные и очень конкретные данные Федеральной таможенной службы России говорят нам о другом.

Говорят они о том, что основой российского экспорта в первые четыре месяца 2016 года оставались топливно-энергетические товары. Их удельный вес в товарной структуре экспорта в дальнее зарубежье составлял целых 60,7%. Он несколько снизился по сравнению с показателями прошлого года (тогда он составлял 68,1%). Но говорить о том, что он составляет «менее 50%» или тем более о том, что продажа продукции с высокой добавленной стоимостью «превалирует» — просто смешно.

При этом стоимостный объем экспорта продукции ТЭК в 2016 году обвалился на 38,9%, а физический сократился всего на 0,6%.

Обратите внимание и на то, что выросло, а что сократилось. Так, вырос на 4,9% экспорт сырой нефти, на 20,9% — природного газа, на 7,9% — угля. Зато экспорт «готовых» нефтепродуктов рухнул на 15,6%, а конкретно жидкого топлива — на 24,1%. Девиз российских экспортеров, судя по всему: «Больше сырья, меньше даже минимальной переработки».

Немного выросла в экспорте доля металлов — с 9,4 до 10%. Стоимостный объем их экспорта при этом упал на 27,2%.

Немного — с 6,4 до 6,9% — выросла доля экспорта продукции химической промышленности.

Доля экспорта машин и оборудования (внимание!) составила с января по апрель 2016 года аж 5,8%! Вот оно — превалирование! В прошлом году — 5,1… Прогресс, конечно, есть, но особого повода для радости не видно. Особенно с учетом того, что стоимостный объем машин и оборудования снизился за год на 22%…

Более или менее весомый рост показали разве что российские продукты питания. Доля увеличилась с 3,4 до 5,4%. Стоимость — на 9,6%, физические объемы — на 38,5%. Это, возможно, неплохо. Но сами же российские эксперты часто смеются над странами, которые пытаются наращивать экспорт за счет продовольствия, в частности — над Украиной. В принципе, смеются правильно — пшеница и кукуруза важны, но сделать страну современной, богатой и развитой они не помогут. И на фоне экспортной доли машин и оборудования данные по продовольствию что-то совсем не радуют.

Ситуация с экспортом по СНГ немножко лучше, но это не принципиально. Удельный вес нефти и газа тут почти 39%, а машин и оборудования — чуть более 12%.

И это при том, что основные наши партнеры по внешней торговле — это отнюдь не страны СНГ, а Китай, Германия, Нидерланды.

Советский Союз, напомню, был в разы менее зависим от торговли нефтью и газом и имел в разы большую долю машин и оборудования в экспорте, но соперничества с Западом не выдержал. И Советский Союз, при всем моем крайне критичном к нему отношении, не имел такой зависимости от западных нефтедолларов и нефтеевро, как РФ. И был поэтому куда менее уязвим…

Кстати, не может похвастаться современная Российская Федерация и радикальными успехами в сфере «импортонезависимости». Сальдо торгового баланса в первой трети 2016 года оказалось действительно положительным (33,1 миллиард), но рухнуло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти в два раза. Импорт снизился на 12,5%, а экспорт — на 31,3%. Как говорится, почувствуйте разницу.

Причем, что же импортирует высокоразвитая и «не сырьевая» Россия? О, какая неожиданность! Преимущественно — машины и оборудование! Их доля в структуре российского импорта из стран дальнего зарубежья — 46,6%! Нужно ли говорить о том, что у высокоразвитых государств все должно быть наоборот?

Конечно, проще всего строить экономику на перекачке в Европу за доллары и евро сырой нефти и природного газа, а не создавать наукоемкую промышленность, продукцию которой с высокой добавленной стоимостью будет покупать весь мир… И не нужно приводить мне в пример успехи России. Да, они есть. Новый ледокол, новый химический элемент, новый самолет с вертолетом и доработка некоторых советских еще ракет. Все это — замечательно. Но все это крохи в общем объеме российского экспорта, львиную долю в котором, как занимали, так и занимают нефть и газ. Пора научиться признавать неприятную правду и делать работу над ошибками, а не жить в тумане сладостного самообмана.

Источник

Фото Reuters

Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.