Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил о послании от главы Турции Эрдогана Владимиру Путину: Эрдоган принес свои извинения за сбитый российский военный самолет и выразил соболезнования родным погибшего пилота. Что ждет дальше российско-турецкие отношения? В этом попытался разобраться «МК».
После того, как турецкие военные сбили осенью прошлого года в небе над Сирией российский самолет Су-24, отношения между двумя странами резко ухудшились. Напомним, что Москва потребовала от Анкары принесения извинений, а также выплаты компенсаций. И внешнеполитические усилия России увенчались успехом: турецкий президент не только выразил соболезнования в связи с гибелью нашего летчика, но и принес извинения.
Также турецкий президент подчеркнул готовность к восстановлению традиционно дружественных отношений между двумя странами, равно как и к совместной борьбе с терроризмом (как известно, Турция стала мишенью терактов со стороны запрещенной группировки ИГИЛ).
— Этот шаг со стороны Эрдогана вызван тем, что Турция находится в сложнейшем внешнеполитическом положении, растеряла всех своих союзников, – комментирует «МК» эксперт по Турции, политолог Александр СОТНИЧЕНКО. – И самое главное, находится в конфликте с Соединенными Штатами из-за поддержки Вашингтоном сирийских курдов. Неоднократно турецкое руководство в лице Эрдогана и других официальных лиц обращалось к российской стороне с просьбой о восстановлении отношений на прежнем уровне и с просьбой разобраться каким-либо образом с проблемой сбитого Су-24.
В конце концов эти усилия должны были увенчаться успехом, потому что сотрудничество между нашими странами было взаимовыгодным – и есть большие перспективы не только экономического, но и политического взаимодействия.
Очень хочется надеяться на очень скорое не только восстановление отношений на прежнем уровне, но и на их значительный рост. Поскольку именно сейчас в политическом смысле есть большие перспективы сотрудничества, в первую очередь по Сирии. Мне кажется, что турецкий лидер понял, что политика предыдущих лет по этой стране была ошибочной.
– Одним из требований российской стороны было требование компенсации за сбитый самолет. Готова ли Анкара идти навстречу и в этом вопросе?
– В такого рода делах всегда принесение извинений гораздо более важный момент, чем компенсация. Как правило, размеры и порядок выплат компенсаций решаются в рамках заседаний специальной комиссии. По отношению к извинению это всегда вторичный момент. Если извинения будут приняты, то за выплатой компенсации дело не станет.
– Информации об извинениях Эрдогана предшествовали сообщения о нормализации отношений между Турцией и Израилем, тоже пострадавших в свое время. Совпадение?
– Это не очень связано. Разве что можно провести исторические параллели, что в целом взаимоотношения России и Турции испортились по той же самой схеме – и должны быть восстановлены по той же самой схеме.
– Можно ли ожидать, что уже в этом летнем сезоне российские туристы смогут поехать на турецкие курорты?
– Не думаю, что немедленно будет получено разрешение от Ростуризма и МИД россиянам выезжать в Турцию. Но этот вопрос будет рассматриваться в первую очередь.
— Конфликты извинениями, конечно, не решаются, – комментирует турецкий политолог Тогрул ИСМАИЛ. – Они решаются переговорами и договоренностями – как это произошло в последние дни между Турцией и Израилем. В результате переговоров достигнуты договоренности о компенсациях, извинениях и т. д.
Напомню, что с первых же дней турецкая сторона высказывала сожаления о сбитом самолете. Будучи не очень заинтересованной в ухудшении отношений, турецкая сторона, конечно, настаивала на том, что в своем понимании действовала правильно.
Что касается вопроса компенсаций, то если стороны создадут совместную комиссию, и будет доказана ошибка турецкой стороны, естественно, Турция может на себя взять соответствующие расходы. Об этом неоднократно говорилось.
Турецкая сторона предлагала создать рабочую комиссию именно для того, чтобы можно было договориться о том, насколько это возможно. Есть определенные шаги в сторону улучшения отношений и со стороны России, и со стороны Турции.
Понятно, что было много эмоций с обеих сторон, но сейчас разум берет верх над страстями. Тем более, сирийский вопрос в наших отношениях отошел на второй план. Занимая в наших отношениях мизерную часть, проблема Сирии вызвала самый бурный переполох. Но надеюсь, что все будет хорошо.
Только что пресс-секретарь турецкого правительства сообщил, что российская сторона сделала жест в пользу улучшения отношений: дали разрешение турецким строительным и другим компаниям брать на работу граждан Турции. Это очень важный момент. Думаю, в ближайшее время мы увидим еще большее сближение двух наших государств, потому что это необходимо. Мы обязаны улучшить отношений – два крупных государства-соседа должны дружить ради стабильности и безопасности в регионе.
Фото Википедия