80 лет назад, 26 июня 1936 года, впервые поднялся в воздух «Фокке-Вульф» FW-61 — первый в мире вертолёт, пригодный для практического применения. Произошло это за четыре года до начала лётных испытаний первого удачного вертолёта Сикорского.
В 1937-38 годах FW-61 побил все установленные ранее вертолетные рекорды. В частности, он достиг высоты 2640 метров, более чем в четыре раза перекрыв результат, достигнутый советским вертолетом ЦАГИ-1ЭА. Максимальная скорость машины составляла 122 км/ч, дальность полета — 230 км, а максимальное время в полете — 1 час 20 минут.
Удивительно, но столь впечатляющих результатов машина достигла с относительно маломощным мотором всего в 160 лошадиных сил, работавшим через сложную систему передач на два несущих ротора, установленных на ферменных консолях по бокам от фюзеляжа. В носу стоял еще один маленький пропеллер, но он служил лишь для охлаждения двигателя, играя роль вентилятора. Вертолеты подобной аэродинамической схемы из-за их относительной громоздкости не получили широкого распространения, однако, именно по этой схеме был построен крупнейший в мире винтокрылый летательный аппарат Ми-12, а сейчас она применяется в конвертопланах.
Успех FW-61 побудил его разработчика — авиаконструктора Генриха Фокке к созданию гораздо более крупной машины, способной нести солидную нагрузку. Такая машина, названная «Фокке-Ахгелис» FA-223, впервые взлетела 3 августа 1940 года. Смена индекса была вызвана тем, что в 1937 году Фокке совместно с Гердом Ахгелисом основал в Дельменхорсте новое предприятие, специализирующееся исключительно на вертолетах. Это была первая в мире вертолетостроительная фирма.
FA-223, оснащенный девятицилиндровым звездообразным мотором «Брамо-Фафнир» в 1000 л. с., мог перевозить в закрытой кабине пятерых пассажиров с багажом, либо — столько же десантников с вооружением. В транспортном варианте его полезная нагрузка достигала тонны. Масксимльная скорость составляла 180 км/ч, дальность полета с грузом — 700 км, потолок — 4900 метров. Даже для послевоенных винтокрылов такие данные выглядели вполне достойно, а в 1940 году еще нигде в мире не было ничего подобного. За впечатляющий и слегка жутковатый внешний вид вертолет назвали «Драхе» — «Дракон».
Командование Люфтваффе пришло в восторг от летных характеристик FA-223. Уже в 1941 году с фирмой заключили контракт на поставку 100 экземпляров вертолета в военно-транспортном, поисково-спасательном и патрульно-противолодочном вариантах, а также — в версии ночного бомбардировщика. Для выполнения такого заказа фирме пришлось значительно расширять производство. К лету 1942 года в Дельменхорсте построили новый завод, сразу приступиший к сборке вертолетов. Однако уже через месяц его сравняли с землей английские бомбардировщики. Вместе с заводскими цехами были уничтожены 13 почти готовых «Драконов».
Не падая духом, Фокке восстановил предприятие и в 1943 году оно успело выпустить 18 машин. Их войсковые испытания прошли вполне успешно, поэтому заказ увеличили до 400 экземпляров. Однако в следующем году авиация союзников вновь до основания разрушила цеха и несколько десятков вертолетов на сборочном конвейере. К тому времени немцам стало уже не до них, а потому средств на повторное восстановление завода не выделили.
Правда, в конце 1944-го появились планы наладить выпуск FA-223 в оккупированной Чехии. На пражский завод «Авиа» отправили производственную документацию, кое-какие комплектующие и несколько двигателей. Но до конца войны работы там так и не начались. Зато в послевоенный период чехи собрали два «Дракона» и ввели их в состав своих ВВС под обозначением VR-1. Это были первые вертолеты чехословацкого производства.
«Драконы» неплохо проявили себя на фронте, правда, от планов использовать такую машину для эвакуации Муссолини пришлось отказаться из-за технических неполадок. Зато один из «Фокке-Ахгелисов» в феврале-марте 1945 года использовался для связи с Данцигом, приземляясь прямо на улицах осажденного советскими войсками города. В этих рейдах через две линии фронта он попутно установил мировой рекорд дальности для винтокрылых машин. Чтобы снизить риск от ПВО полеты осуществлялись в темное время суток.
В силу своей малочисленности немецкие вертолеты, разумеется, не сыграли заметной роли в войне. Однако, если бы не успешная работа англо-американских бомбардировщиков, картина могла бы быть немного иной.
Первый полет FA-61 cовершил без обшивки фюзеляжа.
FA-61 на испытаниях.
Репетиция демонстрационного полета на берлинском крытом стадионе «Дойчландхалле».
Подготовка к полету опытного экземпляра FA-223.
Кабина FA-223 с пулеметной установкой.
FA-223, захваченный американцами в конце войны.
VR-1 — чешская копия FA-223.
FA-223 в стандартной для этих машин серо-зеленой окраске.