Америка внезапно испугалась цифровых фотоаппаратов. Да, всё именно так: наша страна первой из участниц международного Договора по открытому небу (ДОН) переходит с аналоговой аппаратуры на цифровую. Кстати, отечественного производства. И Пентагон, а за ним и Конгресс прорывает: нельзя! запретить! угроза! А пока с трибун раздаются громкие речи и апокалиптические прогнозы, под ковром идёт грызня за растущий военный бюджет США. Интересно разобрать, в чём тут России «льстят», выбивая финансирование, а за чем стоят реальные опасения и растущее превосходство нашей страны.
Демонстративная паника американских военных
Первым ударился в панику глава стратегического командования США Сесил Хейни. Выступая перед Конгрессом, он рассказал, как страшно испугались в Пентагоне новых отечественных наблюдательных систем, и призвал запретить России их использовать в полётах по ДОН.
При этом случился забавный казус: за показной истерикой Хейни сказал и кусочек правды, которую обычно Штаты не стремятся афишировать. По мнению экспертов его ведомства, модернизация наблюдательной авиационной техники вполне способна на данном этапе компенсировать нам некоторое отставание от США в вопросе спутникового наблюдения.
Как ни странно, осаживать военных взялся Госдепартамент США. Заместитель госсекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности Роуз Гетемюллер заявила следующее:
В принципе, логика понятна: стратегические объекты (аэродромы, военные части, заводы, города, мосты, электростанции, водохранилища и т.д.) своего положения не меняют, а где именно находятся американские танки именно на территории США – это нас мало волнует. Наша задача — патрулирование Европы, Турции и прочих близких к нам стран. Вот там мы выбираем свою квоту полностью. Вот недавно в пик военной активности НАТО наблюдатели с воздуха проверяли военные объекты Венгрии и Румынии. Вот как это прокомментировал глава российского Центра по уменьшению ядерной опасностиСергей Рыжков:
Тем не менее, военные продолжают давить, и вот уже директор разведывательного управления министерства обороны США Винсент Стюарт заявляет, что Россия может собирать ключевые разведданные о возможностях США:
«Я очень обеспокоен тем, что им разрешено видеть, и, кстати, сам бы хотел иметь доступ к подобной информации».
И вот уже группа влиятельных конгрессменов США пишет президенту страны Бараку Обаме открытое письмо с предложением не давать разрешения России использовать усовершенствованную аппарату в наблюдательных полетах над Соединенными Штатами по договору «Открытое небо».
«Мы настоятельно призываем Вас прислушаться к советам военного руководства и других должностных лиц, и отказать в этом русским, изучив современные альтернативы этим полетам».
То есть Конгресс втянулся, процесс политического давления запущен. Но что за ним стоит?
Военный бюджет растёт, и аппетиты — тоже
Сейчас в США идет сильнейшая лоббистская война за распределение дополнительных вливаний в ВПК на фоне резкого увеличения военного бюджета — с 3 до 5 процентов от ВВП к 2020 году.
Самое удивительное, так это принцип «сила есть — ума не надо». В смысле: деньги есть — стратегия не нужна. США совершили удивительный шаг: они подняли военные расходы не под какие-то конкретные программы, требующие финансирования, и не для реализация прописанной стратегии, из которой было бы понятно, какова будет структура расходов и, соответственно, какое под неё потребуется финансирование. Нет, ничего этого не было: Америка просто забрасывает деньгами ВПК, надеясь (обоснованно, конечно), что желающие освоить бюджет найдутся.
Экономически этот шаг довольно прост: тот самый экономический кризис в США, который так не любят признавать наши либералы и сами США, заставляет вкладываться в локомотив американской экономики: а это вовсе не Google, Apple или Microsoft, а старый-добрый ВПК, дающий и рабочие места, и первое место на мировом рынке вооружений (да-да, торговать оружием всё ещё выгоднее, чем «айфонами», что бы ни думали по этому поводу хипстеры всех стран).
На этом фоне становится понятной свалка противоречивых инициатив, обвинений и требований, которые сыплются со всех сторон и объединяются только одним: общим прозрачным намёком, что надо бы срочно выделить деньги на то, чтобы эти страшные русские ненароком не захватили «Оплот Свободы». О том, что России этот оплот не нужен «совсем» говорить и думать не принято. Если старый принцип гласил «главное ввязаться в драку, а там — по обстоятельствам», то новый лозунг американских военных: «главное получить бюджет, а там — по обстоятельствам».
Фото Reuters