В 2014 году перед Россией остро стал вопрос импортозамещения в такой критически важной для страны сфере, как военно-промышленный комплекс. Старые партнеры, вводя санкции, активно рвали все связи. Но больше всего в этом процессе отличалась «обновленная» Украина. Новая киевская власть бросилась активно ломать единый производственный комплекс, существовавший еще с советских времен. Некоторые эксперты тогда, два года назад, даже писали о том, что вызванный этим кризис станет для российского ВПК непреодолимым. Что же произошло на практике?
Одной из самых больших проблем для российской оборонки стал саботаж совместной деятельности со стороны запорожского завода «Мотор Сич», ранее производившего двигатели для российских вертолетов, а также части самолетов. Журналисты «Радио Свобода», говоря о перспективах работы российских авиастроителей в отрыве от запорожских коллег, буквально потирали руки от удовольствия.
Но на днях стало известно, что российская Объединенная двигателестроительная корпорация на выпуске ряда самолетов и вертолетов все-таки добилась полного импортозамещения! Речь идет о производстве двигателя новой модели ТВ7-117В, который может быть, в частности, установлен на многоцелевом вертолете Ми-38, который призван заменить некоторые устаревшие модели.
Военный эксперт Антон Лавров:
«Машина займет нишу между предшественниками и более тяжёлыми вертолётами семейства Ми-26. Ил-112 и Ил-114 подменят собой антоновские машины — Ан-24 и Ан-26 на региональных авиалиниях и в Минобороны. Это основные перевозчики пассажиров и грузов в отдаленных регионах, где до сих пор используются грунтовые взлётно-посадочные полосы. Логично, что первым заказчиком нового Ми-38 выступило Минобороны. В рамках недавней выставки HeliRussia-2016 холдинг «Вертолёты России» и Минобороны согласовали сроки и объемы поставок новейших машин».
Официальный представитель ОДК Анастасия Денисова:
«По показателям экономичности, ресурсов, надежности базовый двигатель стоит в ряду лучших мировых образцов данного класса. Всего до 2020 года планируется изготовить не менее 200 различных модификаций (для вертолетов и самолетов). До этого двигатели для наших гражданских и боевых машин производились исключительно на Украине. Теперь двигатели ТВ7-117В производятся из полностью освоенных в стране деталей, узлов и комплектующих. Особенность двигателей семейства ТВ7-117В заключается в обеспечении безопасности полета вертолета при экстремальных ситуациях путем введения чрезвычайных режимов мощностью 2800–3750 л.с. До 2020 года мы планируем выпустить более 200 двигателей семейства ТВ7-117В в турбовальных и турбовинтовых модификациях».
Порадовали своими успехами соотечественников и российские турбиностроители. Еще в мае 2015 года ВВС с радостью сообщила о том, что новые фрегаты ВМФ РФ остались без турбин. Их должно было поставить николаевское предприятие «Заря-Машпроект», в итоге отказавшееся исполнять взятые на себя обязательства по команде из украинского Совбеза.
Но как стало известно в мае, проблема для российских корабелов оказалось временной. Уже в 2017 году будет сдан на испытания опытный образец предназначенной для фрегата проекта 22350 газотурбинной установки.
Вице-президент по военному кораблестроению Объединенной судостроительной корпорации Игорь Пономарев:
«Как известно, в рамках программы импортозамещения согласованы планы по созданию в России газотурбинных двигателей, базовым предприятием строительства которых определено НПО «Сатурн». Первый опытный образец ГТУ планируется разместить на испытательном стенде в 2017 году. Серийная поставка на строящиеся корабли проекта 22350 может начаться в конце того же года. Первые образцы отечественной ГТУ поступят на Северную верфь».
В общем, сроки реализации российских оборонных программ, судя по всему, оказались несколько затянуты. Зато отечественные оружейники оказались поставлены в такие условия, что волей-неволей решили вопрос независимости собственных производств от ненадежных партнеров.
Пресекла попытки «попортить себе кровь» и российская космическая отрасль, ранее тесно работавшая с днепропетровским «Южмашем», поставлявшим нам ракеты «Зенит». Их решили заменить «Ангарой» и модифицированным «Протоном».
Чего добилась Украина? Только того, что ее некогда наиболее прогрессивные и рентабельные производства простаивают и рискуют просто быть разобранными. «Южмаш» остановлен и уже фактически умирает. «Мотор Сич» стремительно теряет выручку и выживает пока только благодаря поставкам части своей продукции в РФ по хитрым схемам.
Понятно, что России непросто с нуля создать инфраструктуру под некоторые виды производств, которые некогда строились в УССР десятилетиями. Но пока Киев просто не оставляет Москве выбора. Украина имеет все шансы доиграться до того, что точка невозврата будет пройдена и остатки ее научно-производственной базы в сфере военного машиностроения не будут нужны уже никому в мире.
Придется переводить экономику исключительно на кукурузу и «дивчат». Благо руководство украинской полиции уже выступило с требованием легализовать в стране проституцию. Ведь это дело куда более достойное и перспективное, чем производство космических ракет и вертолетных двигателей.
Фото Politrussia
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).