Британский выход из Евросоюза оказался очень болезненным для двух крупнейших экономик мира — Китая и США. Обе страны уже заявили, что они очень недовольны сложившимся положением дел.
Итак, США очень недовольны, но скорее политическим аспектом проблемы. Вашингтон отлично понимает, что выход Британии ослабит прямое влияние на политику Европы с берегов Потомака. Они опасаются длительных последствий этого выбора подданных королевы. Washington Post справедливо отмечает, что Брексит означает потерю голоса США в делах Европы. В ЕС у «янки» станет на одного «друга-единомышленника» меньше.
Им вторят китайцы, которые тоже уверены, что последствия и результаты будут, но это дело будущего и связано с мировой экономикой. Министр финансов КНР Лоу Цзивэй заявил:
«Выход Британии из ЕС бросит длинную тень на мировую экономику через пять—десять лет».
В первую очередь это тень на дело экономической экспансии Китая в Европу. Британия была одним из самых последовательных сторонников Поднебесной в ЕС. Она последовательно выступала за либерализацию торговли, что было на руку Пекину, она позиционировал себя, как самую открытую западную страну для Китая. Руководствуясь заверениями министра финансов Великобритании Джона Осборна, китайский бизнес возлагал на Лондон большие надежды.
За пятнадцать последних лет Китай вложил в экономику острова £13 млрд прямых инвестиций. Это самое крупное вложение Пекина в Европе. Расчет был прост и точен. Лондон не только крупнейший мировой финансовый центр, но и плотно интегрированный в ЕС объект. Азиатская страна использовала Англию для расширения своих экономических горизонтов в бизнесе и финансах Европы.
Так в мае 2016 года на Британской бирже были впервые размещены китайские облигации на 3 млрд юаней. Годом раньше Соединенное Королевство отправило заявку на вступление в китайский Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, несмотря на протесты США. Англия по факту стала воротами Китая на европейском рынке. Терять такое преимущество очень обидно. Более того с поста уходит Дэвид Кэмерон, который воспринимался, как прокитайский лидер.
Китаю нужно начинать выстраивать план экспансии в Европу по другому маршруту. Это затратно, не быстро и не вызывает энтузиазма в КНР. Хотя убытки будут не так велики, их скорее печалит утрата ясных перспектив.
Перспективы утрачены и Штатами: они, как и китайцы, сожалеют об этом. Эксперты ждут: вызовет ли Брексит «каскадный эффект»? Директор Центра Брента Скоукрофта по международной безопасности Бэрри Пэйвл занимает взвешенную позицию:
«Если еще 3-4 страны сделают то же самое, тогда у нас будет более интересная проблема. Они сделали выбор в пользу выхода из экономического союза, и не думаю, что это хорошо. Но пока еще это не так уж катастрофично, как обрисовывают некоторые».
Для ЕС тоже важно оценить потери. Здесь они носят политический, экономический и что самое болезненное — удар по имиджу. Брюссель теряет не только экономическую составляющую, но и политического тяжеловеса международного масштаба. Карен Донфрид, президента Германского фонда Маршалла сетует:
«если у ЕС не будет возможности пользоваться той ролью, которую играет Британия, то в этом нет ничего хорошего».
Многие аналитики предрекают острову большие экономические трудности. Это возможно, но не стоит забывать, что эта страна редко дает себя в обиду. Часть аналитиков пророчат свободной от пут ЕС стране большое политическое будущее. Политические очки могут с лихвой покрыть убытки от экономических затрат на выход из еврозоны. Помощник Маргарет Тэтчер Найл Гардинер предрекает:
«Суверенная Британия, способная действовать абсолютно независимо от надгосударственного Европейского союза, станет более могущественной силой на международной арене, чем сейчас».
Есть еще одна страна, которая теряет патрона в Евросоюзе в лице Великобритании — Турция. Ее потери носят скорее характер легкого морального дискомфорта. Но их прогнозы самые эмоциональные. Заместитель премьер-министра Турции Мехмет Шимшек заявил:
«Вы не хотите открывать ящик Пандоры… но он уже открылся».
Другой заместитель премьера Нуреттин Джаныклы говорит о конце Европы:
«Начался процесс разрушения ЕС. Первой корабль покинула Великобритания».
Скорее мы бы склонялись к осторожной оценке Европы и Китая, что ничего страшного не произойдет, хотя стратегии многих государств изменятся, как и политические пазлы. Но изменения не затронут картину мира, а скорее расставят акценты. Ни Туманный Альбион, ни Турция, ни Китай не понесут больших потерь. Самой пострадавшей стороной могут оказаться США. О многом говорит мнение бизнес-омбудсмена Бориса Титова:
«Самое главное долгосрочное последствие всего этого — выход оторвет Европу от англо-саксов, то есть от США. Это не независимость Британии от Европы, а независимость Европы от США».
Фото Politikus
1 комментарий
Сергей Семин кэн
Развал Европейского Союза
Сама идея проекта «Европа-92» (как впрочем и идея «Северо-Американского Союза») основывалась на неизменности существующего международного экономического порядка (МЭП). Предполагалось, что благоприятные для этих стран экономические условия будут не только сохраняться, но и улучшаться. И объединение их в мощную экономическую структуру позволит усилить позиции Европы на мировом рынке и противостоять экономической экспансии США.
Развал Европейского Союза (ЕС) был предопределен. США оказались умнее и более прозорливы, поэтому не стали создавать «Северо-Американский Союз», куда должны были войти помимо США Канада и Мексика. Хотя уже были выполнены все теоретические проработки и предпологалось введение в обращение «амеро» — новой общей валюты. Глобальный мировой экономический кризис уже набирал темпы. Первым и наиболее слабым звеном на тот момент выбывшим из мировой экономической системы стал СССР и страны соцлагеря. Их развал позволил странам Западной Европы и США продлить кажущееся благополучие их экономик за счет замыкания на себя осколков СССР, стран соцлагеря и дружественных им развивающихся стран Азии и Африки. Более того, у стран Евросоюза даже возникла иллюзия светлого экономического будущего, которую породил поток сверхдешевых трудовых и материальных ресурсов по бросовым ценам из коллапсирующих стран. Эта иллюзия привела к расширению ЕС до критических размеров.
Однако мировой кризис 2008 года расставил все точки над «и» и привел к отрезвлению от «успехов». Новых членов набрали, а кормовая база сократилась, подпитать свои экономики теперь не откуда. Единственный выход сократить количество «едоков». Опять перераспредилить мировые ресурсы и замкнуть их на себя. Поэтому Англия, как наиболее одаренная, и мать ученых Адама Смита и Давида Рикардо первой выскочила из ЕС. Сегодняшний евросоюз похож на финансовую пирамиду, типа «МММ», кто первый вошел и первый выскочил, тот на коне и при этом поимел всех остальных членов-вкладчиков. Больше всех за ЕС ратовала и будет цеплятся за него до конца Германия, так как после воссоединения ей необходимы огромные ресурсы для перерестройки экономики ее восточной части. Сегодня террритория евросоюза это ее вотчина, рынок сбыта ее промышленнои продукции, где она устранила практически всех конкурентов разрушив тяжелую промышленность практически во всех странах-членах ЕС, путем принятия выгодных для нее законов через европарламент и евроадминистрацию.
Сегодня в мире экономические интересы промышленно развитых стран будут все более дифференцироваться и поляризоваться. И этот процесс уже начался. Он хорошо виден, на пример, в странах Западной Европы. И выход Англии из ЕС этому подтверждение.
В тоже время произойдет резкое возрастание роли государственного сектора в их экономике. Он будет охватывать и осуществлять экономический контроль, характерный для периодов экономических кризисов, экономическую стабилизацию (конъюнктуры, занятости населения и т.п.), экономическую безопасность (гарантировать обеспечение экономики ресурсами первостепенной важности), а также политику экономического развития.