Известный публицист и телеведущий Анатолий Александрович Вассерман рассказал корреспондентам о возможных предпосылках потепления взаимоотношений между Москвой и Анкарой.
На этой неделе президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прислал письмо Владимиру Путину, в котором он приносит свои извинения за сбитый самолет Су-24. Скажите, пожалуйста, почему Турция пошла на этот шаг и почему она сделала это именно сейчас?
Строго говоря, Эрдоган извинился не за сбитый самолёт, а только за погибшего летчика. Поскольку летчик убит усилиями тех, кто, в общем-то, действует не вполне в интересах Эрдогана. Организация «Серые волки», члены которой непосредственно виновны в убийстве, она исповедует не ту идеологию, которую исповедует сам Эрдоган.
Конкретно, «Серые волки» — это организация пантюркистская, то есть они добиваются объединения всех тюркоязычных стран в единой государственной структуре, тогда как Эрдоган — панисламист. Президент Турции выступает за объединение всех исповедующих ислам. Это значит, что «Серые волки» в какой-то мере являются и его врагами. Таким образом, извинения соответствуют и его интересам.
Однако, главное, что тут наложились два обстоятельства. Во-первых, убытки понесённые Турцией от разрыва экономических связей с Российской Федерацией затрагивают очень многие отрасли бизнеса Турции и крайне болезненны для страны, поскольку у неё и без того не такая уж благополучная нынче экономика. Во-вторых, есть основания полагать, что даже когда Турция уже приняла решение искать способ примирения с Российской Федерацией, найти этот способ оказалось самостоятельной и довольной сложной задачей, поскольку репутация Эрдогана в значительной степени опирается на имидж человека непримиримого и всегда настаивающего на своём. Поэтому даже формат этого извинения является, скорее всего, результатом дипломатического торга. И этот торг занял много времени даже после принятии принципиальных решений. Полагаю, что в данном случае наложились друг на друга сразу многие обстоятельства. И субъективные, и объективные.
Но, полагаю также, что восстановление нормальных отношений с Турцией выгодно Российской Федерации даже на таких компромиссных условиях, просто потому что те силы, которые в данный момент способны сместить и заменить Эрдогана, ещё менее пророссийские, чем он. Дожав Эрдогана полностью, мы, скорее всего, получим от этого куда больше проблем, чем успеха. Так что этот компромисс — результат достаточно долгого дипломатического торга, в котором, хотя и в разной степени, но заинтересованы обе стороны.
Источник фото: time.com