Статьи

Путина в Финляндии привел в ярость вопрос о НАТО

Не предвещавший никаких сенсаций визит Владимира Путина в соседнюю Финляндию неожиданного закончился его жесткой пикировкой с президентом этой страны Саули Ниинисте. Журналисты так и не поняли, что именно раззадорило российского лидера — официальное решение ЕС о продлении антироссийских санкций, вопрос о возможном присоединении нейтральной Финляндии к НАТО или очередные обвинения в адрес России. А может, у него просто было плохое настроение.

Саули Ниинисте принимал гостя в своей летней резиденции «Култаранта», расположенной в черте популярного финского курорта Наантали. Здесь все располагало к неспешному расслабленному разговору — сосны, воздух, блестящее сквозь зелень деревьев озеро.

Дорожка, ведущая к главному дому, благоухала шиповником, сквозь стекла теплицы краснели первые помидоры, пробу с которых за совместным ужином должны были снять Путин и Ниинисте, а рядом с шатром для пресс-конференции паслась стая диких гусей. «Вот прилетели два дня назад, — пожаловались представители пресс-службы, — Сначала штук десять, потом еще столько же. Что с ними делать?».

Впрочем, для местной охраны нашествие гусей, по всей видимости, оказалось делом привычным. Чтобы пернатые своим гоготом не заглушали выступления первых лиц, их заблаговременно прогнали с лужайки стуком двух красных тазов друг о друга. Так что когда Путин и Нийнисте, наконец, вышли к журналистам все было как обычно. Ну разве что ФСОшники с чрезмерной озабоченностью поглядывали в сторону обрамлявших площадку деревьев: бороться с клещами в отличие от гусей здесь еще не научились…

Президент Финляндии заранее предупреждал, что на переговорах будут обсуждаться преимущественно вопросы мировой политики — Украина, Сирия, выход Великобритании из ЕС, отношения с Турцией и т.д.

Возможно, они, действительно, обсуждались. Однако подойдя к микрофону, Ниинисте в первую очередь заговорил о региональных проблемах — в частности, об усилении российского военного присутствия на Балтике и ситуации на полигоне химических отходов «Красный бор» (Ленинградская область), которая угрожает экологии всего Финского залива.

— Мы попали в замкнутый порочный круг, — разводил руками финский лидер, — В странах Балтии боятся Россию, а с другой стороны, Россия рассматривает НАТО как угрозу своей безопасности. Чтобы разорвать этот круг, есть только один инструмент — это доверие. В этом направлении надо двигаться хотя бы маленькими шажками, и одним из них могла бы стать договоренность об использовании включенных транспондеров на военных самолетах, летающих в регионе. Я сделал такое предложение президенту Путину. (Сейчас в подавляющем большинстве случаев российские военные летчики, патрулирующие нейтральную зону, не включают транспондеры, что делает их невидимыми для радаров. Это всерьез беспокоит власти и жителей, опасающихся, что самолеты-невидимки могут столкнуться с гражданскими военными судами. Не говоря уже о том, что в ряде случаев они нарушают воздушную границу Финляндии)

Президент Путин слушал Ниинисте довольно внимательно, однако, как и следовало ожидать, отказался разделять опасения финнов. И тем более хотя бы частично признать ответственность России за ухудшение обстановки в регионе.

«Мы никогда не провоцируем напряжение ситуации, — отрезал ВВП, — Не только российские самолеты летают над Балтикой, не включая приборы опознавания, но и самолеты всех стран НАТО. Причем, количество полетов стран НАТО в таком режиме в два раза превышает интенсивность полетов нашей авиации. Это не наша выдумка. Это статистика.»

Тем не менее Путин пока еще был настроен довольно миролюбиво. Он добавил, что внимательно выслушал предложения Ниинисте и по возвращении в Москву даст поручение включить вопрос о транспондерах в повестку заседания совета Россия-НАТО, которое состоится в Брюсселе после саммита альянса. «И с экологией тоже надо решать, — согласился российский лидер, — Не хотелось бы, чтобы эта проблема стала межрегиональной».

Трудно сказать, что именно в итоге раззадорило Владимира Путина. Возможно, вопрос про санкции, вполне логичный в свете официального решения ЕС о продлении режима ограничений. Или же настойчивость финских журналистов, пытавшихся узнать — как именно Финляндии обезопасить себя от агрессивной России? Может быть, отказаться от нейтрального статуса и вступить в НАТО?

Естественно, последний вопрос подействовал на российского лидера крайне раздражающе.

«Россия отвела свои войска от российско-финской границы на глубину 1,5 тыс км и сделала это, исходя из нейтрального статуса Финляндии», — напомнил ВВП. «Представьте себе, что Финляндия вступит в НАТО, и финские войска станут частью военной инфрастуктуры альянса, которая в одночасье окажется на наших границах. Вы думаете, что наши силы в этом случае так и останутся там, на 1,5 тыс км?», — задал риторический вопрос Путин.

Финские журналисты в ужасе безмолвствовали, Ниинисте с беспокойством ерзал на месте. Однако Владимиру Путину произведенного эффекта показалось мало и он процитировал «одного из своих финских друзей», который как-то сказал, что «НАТО с удовольствием воевало бы с Россией до последнего финского солдата». «Вам это надо? Нам нет, мы этого не хотим», — поспешил заверить он. Но никого из присутствующих эти слова успокоить уже не могли.

Ниинисте прекрасно понимал, что подобные заявления не могут остаться без ответа — не поймут не только СМИ, но и финские избиратели.

Поэтому он, собравшись духом, сообщил российскому лидеру, что Финляндия занимает первое место в Европе по готовности населения защищать свою страну. «Мы развиваем свою оборону, сотрудничаем с разными странами для укрепления обороноспособности, например, со Швецией и в рамках ЕС. У нас есть двустороннее сотрудничество с США главным образом в плане военных технологий», — Ниинисте всячески стремился продемонстрировать, что финны тоже не лыком шиты и их на испуг не возьмешь.

В рамках заданной тональности уже не показалась неуместной пикировка двух лидеров по поводу санкций.

Отвечая на вопрос, как можно смягчить последствия ответного эмбарго для завязанной на российский рынок Финляндии, Владимир Путин заявил, что есть разные решения, в том числе кардинальные.

«Вы в Лондон обратитесь, там лучше подскажут», — с ядовитой улыбкой посоветовал он.

«Мы и без знаний Лондона обойдемся», — взвился в ответ финский президент. И подчеркнул, что Финляндия не только дисциплинировано соблюдает санкционный режим, но и принимала активное участие в разработке решений, ограничивших торговлю с Россией до выполнения минских договоренностей.

Казалось, после такого обмена «любезностями» Саули Ниинисте должен был выставить гостя за порог, а Владимир Путин — громко хлопнуть дверью. Но в большой политике, как в большой любви — милые бранятся, только тешатся.

Закончив пресс-конференцию, лидеры двух стран уселись в минивэн и отправились на совместный ужин.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.