27 июня во Львовской области стартовали крупнейшие в этом году украинско-американские учения Rapid Trident-2016. Как сообщили представители украинского оборонного ведомства, на Яворском полигоне собрались почти две тысячи военных из 14 стран мира. К военным маневрам привлекается бронетехника и армейская авиация, проводятся учебные стрельбы из стрелкового оружия.
Но интересней всего оказался сценарий учений. Официально власти его не обнародовали, но львовский политолог Олег Хавич выложил на своей странице в «Фейсбук» фото с мероприятий, на которых ясно видно, что отрабатывают военные подавление мирных демонстраций или борьбу с невооруженным населением. На одном фото несколько мужчин в футболках и спортивных штанах обступили танк, на другом — бросают в него пластиковые бутылки, на третьем — солдат в полном обмундировании ставит к стенке условных «сепаратистов» в «трениках».
«В 2014 году, когда киевский Беркут разгонял украинских героев майдана, весь цивилизованный Запад твердил, что власть идет против своего народа, что в Украине диктатура и применение силы является кровавым преступлением против собственного населения. Однако после того как власть сменилась, применение силы против мирных протестов оказывается вполне нормальным актом со стороны власти. Более того, западные эксперты в этой области начинают инструктировать украинских военных. Я не могу это назвать иначе как лицемерием в отношении украинского народа. И еще, если западноукраинцы считают, что их, в случае чего, трогать не будут, то они глубоко ошибаются», — пишет Хавич.
Очевидно, что киевские власти и их западные партнеры готовятся к подавлению потенциальных народных восстаний не только в Донбассе, но и в других регионах Украины. Причем вполне возможно, что им придется иметь дело не только с «сепаратистами», но и с националистами, которые были движущей силой предыдущего Майдана. Например, 2 июня депутат от Радикальной партии Игорь Мосийчук написал, что бойцы батальонов «Айдар» и «Донбасс» начинают стекаться к зданию Печерского суда, куда привезли задержанного экс-начальника айдаровского штаба Валентина Лихолита. «Это может быть началом новой национальной революции!», — пригрозил нардеп. Вот только судя по всему, теперь киевские власти, в отличие от режимаЯнуковича, получили мандат на разгон «мирных протестующих». Американские военные даже подскажут, как лучше это сделать.
— Опасность нового майдана, безусловно, существует, — говорит заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин.
— Это не означает, что он произойдет точно и в ближайшее время. Но учитывая политические тенденции и социальную ситуацию в стране, спящий протест в некоторых регионах, особенно восточных, массовые беспорядки вполне вероятны. Власть подстраховывается на этот случай и использует для этого американский военный ресурс.
Помощь со стороны США продолжает поступать. Только на днях было поставлено 14 систем контрбатарейной борьбы. Это не летальное, а оборонительное вооружение, но можно не сомневаться, что оно будет использовано в Донбассе украинской армией. Есть и другие примеры военного сотрудничества. Учения Rapid Trident — один из его элементов.
Власть понимает, что в стране есть определенный протестный потенциал. Причем не только со стороны пророссийских сил, но и со стороны правых националистов. В прошлом году мы видели очень агрессивные протесты радикалов у Верховной Рады, и они вполне могут повториться.
— Но когда радикалы протестовали два года назад, Запад в один голос кричал о том, что власть разгоняет мирных протестующий. А сейчас, получается, американцы сами учат, как эффективней это делать…
— Это политика, и о какой-то морали говорить не приходится. То, что Западу было выгодно тогда, не имеет никакого отношения к тому, что им нужно сейчас. Поэтому все разговоры о том, что было на «Майдане», уже не существенны. Естественно, теперь они будут вести себя совершенно по-другому и не испытывать по этому поводу никаких угрызений совести.
— А какие регионы находятся в группе «протестного» риска?
— Потенциал протестных настроений есть в Юго-Восточных регионах — Харьковской, Одесской областях. Но есть он и в регионах с национально-территориальными вопросами, например, в Закарпатской области. Да и потом, социальный протест не всегда зиждется на политических предпочтениях. Поэтому недовольство может прорваться и в других регионах, в том числе в центральной Украине. Но мне кажется, что пока что говорить о мощном и массовом протестном движении на Украине еще не приходится.
— Это вряд ли станет началом новой революции, потому что не все общество согласно с националистической повесткой. Конечно, есть часть украинцев, которая категорически не приемлет Минские соглашения, выступает против изменения Конституции и выборов в Донбассе. Но хотя таких людей немало, мне кажется, что лидеры националистических группировок все же не смогут массово вывести за собой людей на улицы. А вот отдельные акции вроде тех, что были в прошлом году у Верховной Рады и завершились трагически, вполне возможны.
— То есть на сей раз власть не будет стесняться применить оружие против «мирных протестующих»?
— Применение оружия будет зависеть от уровня выступлений. Но, естественно, и Запад, и нынешняя власть сделают все для того, чтобы удержать свои позиции. В случае серьезных митингов и попыток штурма правительственных зданий, естественно, будет применяться и Национальная гвардия, и войска, которые сейчас проходят соответствующие тренировки.
— И что же на это скажут западные правозащитники?
— От отдельных правозащитников мы можем услышать протесты. Сейчас в Европе есть усталость и разочарование от Украины. В европейских СМИ все чаще появляется критическая информация об украинских властях, об их действиях в Донбассе с точки зрения защиты прав населения. Возможно, они не имеют массового характера, но они есть. Хотя системного осуждения в случае разгона митингов властями, конечно, ждать не стоит.
— На самом деле такие военные сценарии — это обычная практика для американцев в плане военного сотрудничества со странами, которые не входят в НАТО, — говоритдиректор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.
— Один из главных моментов в их совместных учениях — это отработка подавления массовых беспорядков, действий в случае гуманитарной катастрофы, когда возникает ситуация потери властного управления. Это один из излюбленных американских сценариев, который они реализуют в учениях с третьими странами. Причем, как правило, это страны, в которых нечто подобное действительно может произойти.
Аналогичные учения еще до вступления в НАТО проводились в Эстонии. Видимо, предполагалось, что там возможны беспорядки. Серьезные учения шли перед провозглашением независимости Косово, предполагая возмущение сербов. На Украине мы видим то же самое. Идет отработка задач по предотвращению и подавлению массовых беспорядков и протестов.
— То есть на Западе считают, что на Украине возможны новые беспорядки?
— Несомненно. Они понимают, что это касается не только Донбасса, где в случае попытки реванша со стороны Киева придется действовать в условиях гуманитарной катастрофы и массовых беспорядков. США осознают взрывоопасность ситуации и в остальной Украине. Страна нестабильна, нацисты постоянно устраивают беспорядки и провокации. Ситуация может выйти из-под контроля и пойти по самому негативному сценарию вплоть до утраты государственности, разгула мародерства, бандитизма, столкновения отдельных группировок. Это не основной сценарий, но его тоже отрабатывают, и отрабатывают тщательно. Недовольство правительством все сильнее зреет не только на Востоке, но и в других частях Украины. Американцы хотят подготовить украинские силовые структуры к действиям в подобных ситуациях, чтобы нынешняя союзная Вашингтону власть удержалась.
Кроме того, дело не только в оппозиции к нынешней власти, но и в противоречиях между бывшими союзниками. Те, кто привел нынешних руководителей к власти через Майдан, теперь тоже возмущены. Власть пытается взять их под контроль, но это невозможно. Подготовка подобных действий связана и с угрозой с их стороны.
— То есть в случае протестов националистов, власть не побоится применить против них армию?
— Не факт. Для этого нужно иметь сильную политическую волю. Если же ее нет, если идет постоянно заигрывание то с одними, то с другими, разброд и шатание, то это ни к чему не приведет. Можно подготовить какие-то части, но где найти силы, чтобы применить их? Мы видели, что в прошлом году у властей не хватило духу пойти на прямое столкновение с «Правым сектором» *.
В Киеве каждый раз предпочитают приглашать варягов, которые должны их подготовить. Они считают, что американские помощники помогут все решить. Но без собственной воли и понимания, как действовать, никакие инструкторы не помогут.
*В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня