Создание объединенной системы ПВО России и Армении стало одной из ключевых новостей июня в сфере внешней политики и обороны на постсоветском пространстве. У формального на первый взгляд акта могут быть серьезные политические перспективы.
30 июня 2016 года парламент Армении, собравшись на внеочередное заседание, ратифицировалсоглашение о создании объединенной системы противовоздушной обороны Москвы и Еревана. Принят документ в парламенте Армении был подавляющим большинством голосов: 102 против 8.
Ратификация соглашения заставила занервничать и некоторых соседей Армении (с которыми у Еревана не всегда безоблачные отношения), и отдельные армянских оппозиционеров: «западники» обвинили свои власти в сдаче РФ «остатков суверенитета», а ультрапатриоты заговорили о том, что Москве нельзя доверять после того, как она сохранила отношения с Азербайджаном на фоне обострения Карабахского конфликта. Но есть ли в словах критиков соглашения хоть доля правды?
Нужно сказать сразу, что об ограничении суверенитета Армении речи даже не идет. Координировать общую деятельность объединенной системы действительно будет руководство Воздушно-космических сил России, а общее руководство осуществлять — командование Южного военного округа. Но на практике объединенному командованию не будет передан контроль над армянскими радиолокаторами и зенитно-ракетными комплексами. Техникой по-прежнему будут оперировать армянские военные, вся система ПВО Армении будет находится в управлении ереванского оборонного ведомства. Для работы в рамках новой системы армянские военные сформируют некое отдельное подразделение ПВО, что, естественно, никоим образом не сможет ограничить государственный суверенитет.
Силовики России и Армении и так координировали свою деятельность в рамках ОДКБ; ВС РФ и так фактически участвовали в прикрытии армянских границ (база в Гюмри — одна из основных заграничных военных баз России). В ратификации соглашения политическая составляющая в итоге — даже важнее собственно военной.
Ревность же, которую испытывает Армения к российско-азербайджанским отношениям — не имеет под собой никаких оснований. Во-первых, весь мир прекрасно понимает, что ближайшим союзником и партнером Москвы в регионе является именно Ереван. У Армении — просто нет конкурентов. Во-вторых, именно Москва раз за разом разрешает возникающие между Азербайджаном и Арменией военно-политические кризисы. Возможно, ультрапатриотам в Армении хотелось бы, чтобы Россия «разрешала» противоречия по-другому, но это — чревато очень нехорошими последствиями. Попытки завершить данный конфликт силовым, а не политическим путем могут привести к масштабному военному противостоянию, выходящему далеко за границы не только Нагорного Карабаха, но даже Южного Кавказа в принципе…
Зато создание объединенной ПВО стало серьезным шагом на пути к полному исключению возможности оказания силового давления на Ереван. Если брать относительные показатели, то Армения — одно из самых милитаризованных государств мира. Несмотря на то, что население Армении в три раза меньше населения того же Азербайджана, численность вооруженных сил обеих стран (особенно если считать армянских силовиков вместе с карабахскими партнерами) — примерно одинаковая. Однако у Армении есть одна большая (как для условий современной войны) проблема — практически полное отсутствии военно-воздушных сил. Достоверно известно о наличии в составе ВВС Армении одной эскадрильи штурмовиков Су-25. В прессу также просачивались слухи о приобретении Ереваном нескольких истребителей Су-27. ВВС Азербайджана, хоть и не особо сильны по меркам ведущий армий мира, но все же в разы мощнее армянских и включают Су-25, Миг-25, Миг-29 и, возможно, некоторое количество Су-24. Часть машин недавно прошла модернизацию. Несмотря на теоретическое превосходство в воздухе, Баку очень редко применяет авиацию в районе Карабахского конфликта. И на то есть две причины. Первая — то, что, хотя ПВО Армении и устаревают понемногу, но они все равно остаются самыми мощными в регионе (5 дивизионов С-300 и другие средства противовоздушной обороны). Вторая — то, что на территории Армении находятся российские войска, а Армения является членом ОДКБ, и нарушение ее границ (а авиация может это сделать случайно) может привести к весьма неприятным последствиям…
Теперь же, после создания объединенной системы ПВО, небо Армении — на замке. Его будет охранять российская противовоздушная оборона, считающаяся, по мнению экспертов, самой совершенной в мире. Преодолевать ее в обозримом будущем никто не рискнет. Ну разве что в случае начала Третьей мировой войны, но это уже совершенно другая история…
Поэтому Армения получила серьезные гарантии, и ереванские политики и военные даже не пытались скрыть по этому поводу своего удовлетворения.
Благодаря армяно-российским отношениям нам удалось сохранить, развить и довести систему ПВО до такой степени, что аналогичных средств сейчас нет ни у Грузии, ни у Азербайджана, а по некоторым параметрам, даже у Турции. Это соглашение исходит из наших интересов. В нем говорится о координации совместных действий объединенной региональной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе коллективной безопасности и войск, входящих в состав других региональных систем ПВО.
Справедливости ради нужно отметить, что в данной ситуации интересы России и Армении являются обоюдными. Наша система ПВО официально продвинулась на сотни километров вперед, напрямую приблизившись к беспокойному ближневосточному региону. Всего в нескольких часах езды от армянской границы идут ожесточенные бои, и помогая нашему основному партнеру в Закавказье — мы укрепляем собственную безопасность. Чем сильнее наши союзники и чем дальше выдвинуты наши военные базы — тем крепче могут спать россияне.