Одна из главных проблем американской политики заключается в том, что американские эксперты по России откровенно некомпетентны. Старое поколение советологов, вероятно, ушло на пенсию — и американцы полностью провалили задачу по поиску и выращиванию специалистов, разбирающихся в реалиях современной России.
При этом ладно бы американцы ещё сознавали этот свой провал… так нет же, они как будто не замечают проблемы. Получается романтично и опасно, как в стихах у Максимилана Волошина:
Обманите меня, но совсем, навсегда,
Чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда,
Чтоб поверить обману свободно, без дум,
Чтоб за кем-то идти в темноте наобум.
Как видите, президенту (!) США аналитики положили на стол устаревшие на 10-15 лет данные. Для справки: иммигранты в Москву едут столь активно, что москвичи постоянно возмущаются по этому поводу, продолжительность жизни в России составляет 71 год (66 лет для мужчин), и население России растёт. Проще говоря, даже президент США вынужден принимать важные решения не на основе нормальных разведданых и серьёзной аналитики, а на основе какого-то мусора из старых интернет-помоек.
Теперь, после этого необходимого вступления, перейду к разбору свежей порции аналитики от американских экспертов. Stratfor — американская частная разведывательная компания, которую называют иногда «теневым ЦРУ» — выпустила доклад, согласно которому из России последние годы якобы со страшной силой уезжают, цитирую, «политические активисты, журналисты, исследователи и владельцы бизнеса»
Как видно на диаграмме от Stratfor, в 2015 году наши гостеприимные пределы покинули 350 тысяч человек, а в 2014 году — примерно 310 тысяч. Этот доклад уже успел распространиться по блогам, панически настроенные представители креативного класса начали дружно плакать по гибнущей России.
Откуда американцы взяли эти цифры?
Тут я дам маленький совет тем, кто будет когда-либо разбирать данные зарубежных экспертов по России. Помните о том, что специалистов по России сейчас на Западе практически нет — большая часть «аналитиков», кормящихся на этом направлении, представляет собой клинических лентяев, которые всегда выбирают самые лёгкие пути.
Как я нашёл источник данных Stratfor? Да очень просто. На диаграмме снизу указано, что данные взяты с «Росстата». Я открыл сайт «Росстата», зашёл в свежий сборник миграционной статистики и… немедленно узнал цифры с графиков «теневого ЦРУ»
В 2015 году из России выбыло 353 тысячи человек, в 2014 году — 310 тысяч человек. Бинго.
Я знаю, вы сейчас уже изготовились рассказывать мне про сложности учёта эмигрантов, про двойные гражданства, про новые законы и так далее, и тому подобное… повторю ещё раз, мы имеем дело с клиническими лентяями. Западным специалистам по России такие изыски абсолютно недоступны, они идут по самым верхам, и даже не пытаются копнуть чуть поглубже. Если вам интересны реальные данные по эмиграции, загляните в соответствующую статью на «Справочнике патриота», там я склеил воедино российскую и зарубежную статистику, что дало мне, надеюсь, более-менее точную картину
Возвращаемся к страшным цифрам от Stratfor. Итак, в 2015 году Россию покинули аж 350 тысяч человек. В какие же страны они отправились?
«Росстат» даёт ответ и на этот вопрос:
299 тысяч человек уехали от нас… в страны СНГ. 95 тысяч в солнечный Узбекистан, 48 тысяч в европейскую Украину, 36 тысяч в Таджикистан, 30 тысяч в Казахстан, 25 тысяч в Армению, по 16 тысяч в Молдавию и в Киргизию. По всем странам СНГ вместе получается, повторюсь, 299 тысяч.
Куда уехала оставшаяся 51 тысяча человек?
10 тысяч в Китай, 6,5 тысяч в Северную Корею, 3 тысячи во Вьетнам, 4 тысячи в Грузию, 1600 человек в Индию, 2200 — в Турцию…
Сколько же человек уехало в те страны, в которые, по мнению креативной общественности, направлен основной поток миграции — в Евросоюз, в США, в Израиль, в Австралию?
Я подсчитал, таковых около 17 тысяч человек. Вот табличка:
Эти цифры примерно соответствуют данным прошлым лет. Возьмём, к примеру, «благополучный» по мнению аналитиков Stratfor 2011 год
Как видим, примерно те же цифры, никакого десятикратного роста нет. Разницу в несколько тысяч человек можно отнести, например, на новый закон, который обязывает эмигрантов сообщать о двойном гражданстве. При нашей точности подсчётов этим можно пренебречь. Проще говоря, поток миграции из России в так называемые страны Запада за последние годы не менялся, при этом он находится на очень низком уровне.
Отмечу, что из тех же США в процентном отношении уезжает больше граждан, чем из России — и это нормально, так как людям свойственна тяга к перемене мест. Последняя большая волна эмиграции из России наблюдалась во время распада СССР, когда за кордон массово рванули евреи, немцы и граждане, которые хотели уехать ещё в 70-е или 80-е, но по очевидной причине не могли этого сделать.
Волна эмиграции 1998 года получилась уже весьма слабой, дальше же на эмиграционном графике наблюдается сплошное затишье. По моим подсчётам, основанным на данных западных иммиграционных служб (которым в данном случае следует доверять) из России уезжает на Запад примерно 50 тысяч человек в год
Есть, разумеется, тусовки — преимущественно московские и преимущественно айтишные — внутри которых эмигрируют на Запад массово. Однако таковых тусовок мало, и для наших 146 млн человек это, простите за сухую статистику, капля в море.
Как бы ни хотелось некоторым эмигрантам считать себя «мозгами нации», но из той же многострадальной Украины в Россию втекает куда как больше мозгов, чем утекает из России на Запад.
Вернёмся к неожиданному всплеску миграции, который ленивые аналитики Stratfor приняли за бегство креативного класса. Почему же «политические активисты, журналисты, исследователи и владельцы бизнеса» массово побежали от нас в Узбекистан и Таджикистан?
Ответ очевиден. Как раз несколько лет назад в законодательство были внесены поправки, ужесточившие контроль над пребыванием гастарбайтеров в России. Были введены, например, патенты, которые гастарбайтеры начали получать в ФМС
В конце же 2014 года резко снизился курс рубля, фактически уполовинив суммы, которые гастарбайтеры могли ежемесячно отсылать домой. Всё это наложилось на продолжающийся с 2008 года кризис, из-за которого потребность в руках гастарбайтеров сильно снизилась.
Таким образом, статистика свидетельствует о том, что некоторые гастарбайтеры потихоньку уезжают из России — или, возможно, о том, что теперь наши миграционные службы более точно отслеживают перемещения гастарбайтеров. К креативному классу эти миграционные волны не относятся практически никак.
Подведу итог
В то время как американские аналитики традиционно проявили свою полную некомпетентность, наши отечественные журналисты заслуживают на этот раз добрых слов. Чушь про «талантливые мозги», которые десятками тысяч утекают от нас в республики Средней Азии, рискнули разместить у себя только насквозь либеральные, малочитаемые ресурсы.
Если в 2014 году пафосную ерунду про «эмигрантов новой волны» бездумно напечатала, например, «Газета.Ру», то сейчас сколько-нибудь серьёзные российские СМИ откровения «тенового ЦРУ» полностью проигнорировали.
Фото LiveJournal