Заместитель советника президента США по нацбезопасности Бен Родс, призывая ЕС не ослаблять антироссийские санкции, практически повторил фразу «денег нет, но вы держитесь там» премьера РФ Дмитрия Медведева. «Несмотря на проблемы из-за санкций против России, с которым столкнулись некоторые страны Европы, данный режим ограничений необходимо поддерживать», — сказал Родс.
При этом в ЕС из-за санкций действительно «денег нет». По оценке французского аналитического центра Centre d’Etudes Prospectives et d’Informations Internationales (CEPII), потери стран Запада от дипломатического конфликта с Россией с декабря 2013 года по июнь 2015 года составили 60,2 млрд. долларов. Основные убытки, по мнению французских экономистов, понесли страны ЕС — на них пришлось 76,7% всех торговых потерь.
В наибольшей степени, по подсчетам CEPII, пострадала Германия. Торговые убытки страны в месяц в среднем превышают 832 млн. долларов — это 27% всех убытков от санкций. Существенные потери также понесли Польша, Нидерланды и Украина. Зато США и Великобритания практически не пострадали — на них пришлось соответственно 0,4% и 4,1% всех убытков от санкций.
Такое положение дел вызывает в Европе волну протеста. 6 июля региональный совет итальянской области Тоскана единогласно принял резолюцию, призывающую к отмене антироссийских санкций. В документе говорится о необходимости властям Тосканы «активизировать демарши перед правительством Италии и парламентом, чтобы Европа начала движение в сторону отмены введенных в связи с событиями на Украине санкций». 5 июля подобная резолюция была одобрена в Ломбардии, а ранее принята в Венето и Лигурии. Что характерно, в трех из четырех резолюций имеется еще и пункт о признании Крыма российским.
За пересмотр санкционного режима выступают не только регионы Италии. 7 июля парламент Кипра поддержал резолюцию, призывающую правительство страны начать работу со структурами ЕС над снятием санкций — «контрпродуктивных» и «неспособных разрешить украинский кризис». А месяцем ранее французский Сенат (верхняя палата парламента) подавляющим большинством голосов поддержал резолюцию с призывом смягчить санкции. «За» проголосовали 302 французских сенатора, «против» — всего 16.
Понятно, все эти резолюции носят рекомендательный характер — вопросы внешней политики находятся в компетенции глав государств и внешнеполитических ведомств, но никак не региональных властей или парламентов. Но понятно и другое: антисанкционная волна в Европе будет только нарастать. И Брюсселю, который пока следует в фарватере Вашингтона, будет все сложнее ее игнорировать. В этом случае призывы «но вы держитесь там» со стороны США, по-видимому, станут настойчивее, но в итоге и Вашингтону придется пойти на уступки.
Весь вопрос в том, когда и как это произойдет. Пока новый тренд сформулировалминистр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, который совершенно четко сказал: мы не будем, как раньше, добиваться от России реализации всех 12 пунктов Минских соглашений, чтобы начать отмену санкций, мы готовы облегчать или снимать санкции в обмен на поэтапную реализацию положений соглашений. Потом эту позицию поддержали некоторые лидеры ЕС, в том числе глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер.
Как в реальности выглядят сегодня перспективы отмены санкций, по каким сценариям может пройти этот процесс?
— На позицию США в отношении санкций прямо влияет интерес американцев заключить с ЕС стратегический договор о Трансатлантическом партнерстве (ТАП), — считаетзаместитель директора Российского института стратегических исследований (РИСИ), доктор исторических наук Тамара Гузенкова. — Экономическая дестабилизация Евросоюза, вызванная санкциями и контрсанкциями, изначально провоцировалась США как раз для того, чтобы Европа вырвалась из экономических объятий России, и перешла в объятия американцев. Но на этом «блестящем» плане США европейцы обнаружили темные пятна.
В начале мая немецкие СМИ опубликовали утечки о ходе 13-го раунда переговоров по ТАП — 248 страниц документов о содержании секретных переговоров. Из них стало известно, что США хотят беспошлинно поставлять в Европу автомобили, получить доступ для своей мясомолочной и другой сельхозпродукции на европейские рынки, оградить свое национальное судостроение от конкурентов. Кроме того, Вашингтон хотел бы серьезно ограничить способность ЕС принимать собственное экономическое законодательство. В целом выяснилось, что для Европы проект договора ТАП носит кабальный и дискриминационный характер.
В ЕС эти публикации вызвали шок. Европейцы получили весомый повод усомниться, следует ли действовать под диктовку Вашингтона. Поначалу именно скандал вокруг условий ТАП усилил антисанкционные настроения в Евросоюзе. А потом масло в огонь добавил Brexit — референдум по вопросу пребывания в ЕС, который прошел в Великобритании 23 июня.
Победа на нем сторонников Brexit показала, что Британия, несмотря на самые тесные партнерские отношения со Штатами, заботится в первую очередь о собственном благополучии. И возник риторический вопрос: почему же Германия и Франция должны придерживаться санкционной линии вопреки собственным интересам, в угоду США?
Поэтому, на мой взгляд, нынешняя антисанкционная волна в Европе носит вторичный и подчиненный характер. Она — лишь один из элементов общих раздумий стран Евросоюза: как вести себя в отношениях с Америкой, стоит ли безоглядно идти в фарватере политики Вашингтона?
— К чему склоняется Европа?
— До последнего момента Штатам удавалось подавлять скептические настроения европейцев. Но последние события сильно размыли позиции американцев. И теперь ребром встает вопрос: насколько консолидированной будет политика западных стран в отношении антироссийских санкций, на чем европейцы будут настаивать?
Пока небольшие антиамериканские прорывы — принятие в Европе резолюций, призывающих к отмене антироссийских санкций, — тешат самолюбие России, но принципиально расклад сил не меняют.
Тем не менее, я считаю, дело идет к корректировке санкционной политики — если не к фронтальной отмене санкций, то к их фрагментации и постепенному ослаблению. Если на этом будут настаивать главные участники европейской интеграции — Германия и Франция, — возможны определенные позитивные подвижки.
Да, в Европе пока не пришло время политических сил, которые могли бы изменить санкционную политику. Но предпосылки для кардинальных перемен в европейском политическом раскладе имеются.
— Что делать России в такой ситуации?
— Россия должна демонстрировать активную наступательную политику на европейском направлении. Не лобовую, а тонкую и изощренную. Вместе с Brexit возникли трещины в ЕС, и этим грех не воспользоваться. Москва должна работать со странами Евросоюза по отдельности, и указывать им на выгоды сотрудничества. Это может привести к успеху.
В то же время не стоит забывать, что в таком успехе таится опасность. Наша политика импортозамещения оказалась не слишком успешной. Поэтому едва санкции ослабнут, мы снова рискуем увеличить зависимость от Запада. Это может оказаться ловушкой, которой попытаются воспользоваться Соединенные Штаты…
— Сейчас мы находимся в точке, когда минский процесс уже исчерпан, но это еще не признано, — отмечает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Именно поэтому поддержка антироссийских санкций в Европе все менее популярна — а не только по причине экономического ущерба.
Мотивировка санкций, привязанная к исполнению Минских соглашений, в глазах все большего числа европейцев выглядит странной. Они понимают, что даже при склонности Запада во всем винить Россию, сложно отрицать ответственность самого государства, на территории которого имеет место конфликт, за его урегулирование. А в случае украинского кризиса политический подход такую ответственность исключает. Тем не менее, все эти настроения не приводят к попыткам отмены санкций, и вот почему.
Минский формат явно зашел в тупик. Россия и ЕС сегодня по-прежнему делают вид, что соглашения выполнимы — но на самом деле это не так. Неслучайно президент Украины Петр Порошенко уже открыто говорит, что сначала Киев должен вернуть контроль над территориями на Юго-Востоке, и только потом возможно исполнение политических условий, тогда как в Минских соглашениях заложена прямо противоположная последовательность.
Такие заявления говорят об одном: поддерживать иллюзию эффективности минского формата все более проблематично. Эту игру невозможно тянуть бесконечно — в какой-то момент придется признать, что Минские соглашения не выполнены, и уже не будут выполнены.
Этот момент признания, с точки зрения политики санкций, станет моментом истины. Скорее всего, в этот момент антироссийские санкции будут пролонгированы на более дальнюю перспективу — но уже без привязки к «Минску-2», на других основаниях.
Иначе может получиться лишь в случае, если Европа признает преимущественную ответственность Украины за срыв миротворческого процесса. Такой сценарий, с моей точки зрения, маловероятен.
— Какими будут эти новые основания, из-за которых Европа пролонгирует санкции?
— После признания краха «Минска-2» Россия, вполне возможно, встанет перед необходимостью реализовывать «план Б», связанный с постепенной легализацией Луганской и Донецкой республик — непризнанных образований, которые Украина фактически отказалась кооптировать обратно.
Если Москва на это пойдет, санкции будут однозначно продлены. А вероятность, что руководство РФ решится на подобный шаг, достаточно высока. Это значит, впереди не просматривается сценария разрешения украинского конфликта, который бы удовлетворил и Россию, и Европу…
Фото ТАСС