В Мире

Саудиты диктуют условия игры на нефтяном рынке

Эксперты констатируют факт роста зависимости мировой экономики от нефти, добываемой на Ближнем Востоке. В условиях низких цен Саудовская Аравия не намерена снижать темпов добычи.

Как сообщил глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль, крупнейшие доли на рынке нефти сегодня принадлежат Саудовской Аравии и Ираку. И спрос на их поставки растёт. Сейчас ближневосточные государства производят 34% от мирового объёма «чёрного золота».

Как сообщила газета «Financial Times», мировая экономика «рискует» оказаться всё более зависимой от ближневосточной нефти.

Исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль сказал корреспонденту «Financial Times», что ведущие ближневосточные производители (Саудовская Аравия и Ирак) в настоящее время имеют самую большую долю на мировых рынках нефти после арабского эмбарго 1970-х годов. Спрос на их нефть выросла на фоне падения цен на минеральное сырьё за последние два года. Ценовой спад негативно отразился на показателях ряда стран, где добыча сырья обходится дороже. В статье называются США, Канада, Бразилия, где добыча за последние 2 года сократилась.

Как сказал глава МЭА, некоторые политики рискуют дать миру образец самодовольства. Особенно это касается североамериканских политиков, уверяющих мир, будто поставки США энергоносителей превзойдут продажи ближневосточной нефти, от которой нынче зависит мир. «Источником импорта номер один является Ближний Восток», — категорично заявил г-н Бироль.

Ближневосточные производители дают сейчас 34 процента мирового производства, добывая 31 млн. баррелей в сутки (по данным МЭА). И это самый высокий показатель с 1975 года (соответствующая доля тогда составляла 36 процентов). Для сравнения: в 1985 году, когда увеличилась добыча в Северном море, доля ближневосточных стран падала до 19 процентов.

Быстрый рост добычи в США нефти из сланцевых месторождений вызвало крах цен на нефть в середине 2014 года. Однако, в отличие от ситуации 1980-х годов, производители нефти, входящие в ОПЕК (во главе с Саудовской Аравией и её союзниками в Персидском заливе), решили не сокращать, а поддерживать объёмы производства с целью защитить долю рынка. Таким образом, их интересовали объёмы, а не цена.

Подешевел бензин, и былые усилия государств по повышению энергоэффективности и сокращению выбросов в атмосферу пошли коту под хвост. Автомобилисты снова вернулись к покупке больших объёмов топлива для автомобилей, а заодно и больших автомобилей. В США значительно выросло количество покупаемых внедорожников (более чем в 2,5 раза). Ещё большее беспокойство у защитников окружающей среды и политиков вызывает Китай, где более чем в четыре раза выросло число покупаемых внедорожников. Китай стал центром роста спроса на нефть за последнее десятилетие, став вторым по величине потребителем нефти после США и перегнав США в качестве крупнейшего в мире импортёра «чёрного золота» в прошлом году, напоминает издание.

Тем временем энергетические инвестиции уменьшились на сотни миллиардов долларов: в 2014 году нефтяные компании приступили к осуществлению кардинальных мер по сокращению расходов.

Поставки нефти за пределами ОПЕК, в том числе США, сократятся в этом году, указал г-н Бироль. Но свято место пусто не бывает: высокий уровень добычи в Ираке, Саудовской Аравии и Иране заполнит этот пробел.

«Ближний Восток напоминает нам, что именно он является основным действующим лицом, устанавливающим низкую цену на нефть», — отметил Бироль в интервью. По его словам, этот регион будет иметь три четверти роста спроса на нефть уже в следующие два десятилетия.

Г-н Бироль считает, что американским политикам необходимо ввести более строгие целевые показатели эффективности использования топлива в целях сокращения спроса. Несмотря на добычу в США, мировой рынок не может полностью избавиться от зависимости от ближневосточной нефти. «Добыча нефти в США будет увеличиваться, но США по-прежнему импортёр нефти, и будет таковым ещё какое-то время», — полагает эксперт. Того мнения, согласно которому экспорт сланцевой нефти из США якобы будет развиваться «параллельно» экспорту с Ближнего Востока, Бироль не разделяет. По его словам, он под такими заявлениями «не подписался бы».

Другие эксперты со столь категоричными утверждениями едва ли согласны.

Та же «Financial Times» ранее опубликовала статью под красноречивым заголовком: «US oil reserves surpass those of Saudi Arabia and Russia» («Запасы нефти США превосходят таковые в Саудовской Аравии и России»).

Публикация «Financial Times» основывается на исследовании норвежской консалтинговой компании «Rystad Energy». По данным этого агентства, Соединённые Штаты превзошли Саудовскую Аравию и Россию по суммарным извлекаемым запасам нефти: означенные запасы в США составили 264 млрд. баррелей, а в России — 256 млрд. баррелей. У Саудовской Аравии, согласно исследованию, — 212 млрд. баррелей. 1 место безоговорочно принадлежит США. Мировые же суммарные запасы аналитики «Rystad Energy» оценили в 2,1 трлн. баррелей. Этого не так уж и много: планете хватит этого всего на 70 лет, если сохранится текущий уровень добычи (30 млрд. баррелей ежегодно).

«Rystad» также указывает, что более половины извлекаемых запасов в США — это сланцевая нефть. В сланцевых месторождениях одного только Техаса — почти четверть суммарных извлекаемых запасов США.

Тем не менее, издание отмечает, что имеются и иные оценки. К примеру, эксперты «BP Statistical Review» полагают, что США и по сей день уступают по своим запасам и России, и Саудовской Аравии, а также Венесуэле, Канаде, Ираку, Кувейту. Есть, правда, одна важная оговорка: аналитики «BP» рассчитывают такие запасы по официальным данным, а в них зачастую указаны запасы и неразведанных месторождений.

Издание приводит и мнение Ричарда Маллинсона (Richard Mallinson), эксперта лондонской компании «Energy Aspects». Он напоминает, что объём запасов — вне сомнения, решающий фактор, но важной остаётся и цена барреля нефти.

По его словам, рост в США не отменяет роли Саудовской Аравии и России. Нефть у тех дешевле. Сланцевая нефть вообще редко бывает дешевле 40 долларов за баррель. Поэтому-то в ОПЕК относительно безболезненно смогли пережить падение цен за последние 2 года.

Что касается России, то она, отметим, наращивает добычу и экспорт параллельно Саудовской Аравии и другим странам Ближнего Востока. Ни о какой «заморозке» добычи ради влияния на мировую цену говорить не приходится.

По данным Минэнерго, которые появились в прессе в июле, уровень нефтедобычи в первом полугодии 2016 г. вырос на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и составил 5,55 млн. баррелей в сутки. Какая уж тут заморозка! Добыча нефти в РФ в июне текущего года выросла на 1,14% (в сравнении с показателем прошлого года), увеличившись до 10843 млн. баррелей в день, отмечают «Новые Известия». Она растёт каждый месяц, начиная с июля 2014 г.

Как ни странно, иные российские эксперты в «заморозку» верят. К примеру, Мария Белова, старший аналитик компании «Vygon Consulting», по поводу нефтяной ситуации сказала «Ридусу» следующее: «Мировая ситуация в настоящее время такова, что спрос на сырую нефть ежегодно растёт на 1,2 млн. баррелей. Удовлетворить этот спрос никто, кроме стран Ближнего Востока, не может. США почти всю добываемую у себя нефть сами же и потребляют. Россия заморозила объёмы добычи в отчаянной попытке не допустить дальнейшего падения цен. Поэтому общий баланс остаётся примерно тем же».

* * *

Саудовская Аравия сделала на нефтяном рынке верную ставку и выиграла. При более низкой себестоимости нефти, нежели у России, она ущемила интересы последней. Самое же главное, она удачно сыграла против США с их далеко идущими сланцевыми планами. При нынешней невысокой цене на нефть американцам не перебить поставок нефти с Ближнего Востока. Кроме того, почти всю нефть, которые добывают в США, потребляют сами американцы. В том числе те, кто в последние два года активно покупает внедорожники.

Россия же, нарастившая нефтедобычу, могла бы набить бюджет и резервные фонды валютой, однако ей мешает падение нефтяных котировок, которое прямо связано с хитрыми играми саудитов на рынке «чёрного золота». Разумеется, не будь у российской экономики сильной зависимости от нефтеторговли, удар не был бы столь серьёзным.

Напомним, только за три дня, с 4 по 7 июля, нефть сорта «Brent», на которую на рынках принято ориентироваться при ценообразовании на сорт «Urals», подешевела с 50 до 46,5 долл. за баррель.

Источник

Фото Topwar

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.