В среду, 13 июля, президент России Владимир Путинпроведет первое заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. А через две недели состоится первая встреча президиума Совета под руководством премьера Дмитрия Медведева. Об этом Медведев сообщил на встрече с единороссами в Екатеринбурге.
На президиуме будет начата «конкретная работа» по проектам в сфере медицины, образования, вопросов экономической и социальной инфраструктуры, поддержки малого и среднего бизнеса, решения жилищной проблемы, развития моногородов. «Таких приоритетов у нас будет где-то до десятка», — сказал премьер.
По словам Медведева, в России сейчас нет средств, чтобы финансировать все проблемные направления, поэтому «мы обязаны сконцентрировать финансирование на том, что считаем критически важным в настоящий момент».
По информации газеты «Ведомости», первое заседание Совета будет посвящено двум социальным темам — медицине и образованию. Конкретный перечень проектов по ним сформирует президиум. При этом особо подчеркивается, что срок проектов длинный, но в 2018 году — в канун президентских выборов — они должны «показать конкретный и измеримый результат».
Так, в сфере медицины предполагается борьба с контрафактом, ускорение процедуры сертификации, поддержка локализации производства импортных препаратов на территории РФ. «Мнений много, кто-то скажет, что надо развивать санитарную авиацию, кто-то — обеспечение томографами, а третий — проводить повальную диспансеризацию, все это надо тщательно обсудить, а затем политическое руководство выберет», — пояснил «Ведомостям» источник в правительстве.
По сути, речь идет о возрождении национальных проектов. Напомним, что программа нацпроектов была сформулирована президентом Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов, причем в качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства тогда тоже выделил, в основном, «социалку»: здравоохранение, образование, жильё, сельское хозяйство.
Теперь, надо думать, приоритетные нацпроекты будут работать и на то, чтобы партия власти смогла заработать политические очки накануне на парламентских выборов, и на рейтинг президента на выборах-2018.
Насколько масштабными будут новые нацпроекты, смогут ли они быть успешными в условиях кризиса?
— Образование и медицина — сегодня действительно критически-важные сферы, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
— После масштабных сокращений госрасходов в бюджетной сфере 2014−2015 годов положение в здравоохранении и образовании стало крайне сложным. Между тем, если смотреть на перспективу, речь идет о вложениях в человеческий капитал, а это главное условие выстраивания конкурентной экономики.
Как раз задача Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам — выбор приоритетных направлений, плюс выстраивание вокруг них маршрутов новой экономической модели.
Понятно, что денег на это в обрез: в ближайшие два-три года цены на жидкие углеводороды резко не отскочат вверх. Скорее всего, цены на нефть станут устойчиво повышаться только тогда, когда начнет сказываться эффект дефицита инвестиций в нефтегазовую отрасль. В прошлом году, например, инвестиции составили $ 800 млрд., а в 2016-м не дотягивают даже до $ 400 млрд. Словом, дефицит налицо, но эффект от него — повышение цен на «черное золото» до $ 60−70 за баррель — мы увидим только в конце десятилетия.
Между тем, учитывая провал финансирования образования и здравоохранения, и не слишком удачные реформы в этих сферах, как раз к концу десятилетия мы рискуем получить крупную проблему: структура новой экономики к тому времени станет понятна, но кадров для нее уже не найдется.
Чтобы этого не произошло, нужно уже сейчас многое серьезно поправлять.
Например, нынешняя система образования производит избыточное количество кадров по очень многим специальностям, которые не востребованы рынком труда. В то же самое время у нас очевиден дефицит по кадрам инженерных специальностей — тем людям, кто действительно может ответить на вызов новой технологической волны, которая начнет сильно проявлять себя уже на рубеже десятилетий.
— Что правительство может сделать в этой ситуации?
— Неслучайно заседание Совета происходит в разгар работы над новой бюджетной трехлеткой. Это важно, потому что структурные проблемы наиболее видны с точки зрения госрасходов и оценки их эффективности.
Здесь как раз самое время продумать маневр в бюджетной политике на ближайшие три года. На прошлом заседании правительства кабмин установил, наконец, планку номинальных госрасходов — 15,785 трлн. рублей в год, — которая не должна быть превышена. Это влечет за собой необходимость сокращения госрасходов в целом по экономике, ради сокращения дефицита бюджета. При этом нельзя повышать и уровень налоговой нагрузки, иначе бизнес может не выдержать.
Возникает проблема: каким образом перераспределять госрасходы на наиболее актуальные, критически-важные направления? Думаю, власти могут вернуться к идее маневра, которая была впервые озвучена еще в 2012 году, и которую сейчас активно отстаивает команда Алексея Кудрина. Маневр заключается в перераспределении госрасходов как раз в пользу здравоохранения и образования, причем речь идет о сумме в 3% ВВП.
— Откуда брать эти деньги?
— Это уже вопрос политический. Да, всегда есть резерв повышения эффективности госрасходов по значительному числу госпрограмм. Но требуется и решение политического руководства, расходы по каким направлениям в этом случае следует сократить.
Здесь пока далеко не все очевидно. Но теоретически можно рассмотреть изменение политики госинвестиций, когда мы продолжаем финансирование начатых объектов, но не начинаем строительства новых. Это небесспорная точка зрения, поскольку инфраструктура тоже критически-важна для разви
Можно снизить социальные расходы за счет введения адресных выплат. Но это потребует полной перезагрузки системы социальных трансфертов, что сделать непросто.
Наконец, теоретически возможно принять политическое решение по гособоронзаказу. Речь идет не о тотальном сокращении военных расходов, а о разнесении их во времени. Опять же, здесь выбор за президентом: реализацию каких военных проектов отложить на длительный период, а какие планы модернизации вооружений не трогать.
Другими словами, и теоретически, и практически маневр по бюджетным расходам провести можно.
Отмечу еще важный момент. Решения Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам имеют действительно приоритетный характер для исполнения кабмином. А поскольку Совет возглавляет Владимир Путин, межведомственные разногласия при реализации проектов будут сниматься быстро, с опорой на авторитет главы государства.
Понятно, заседание Совета 13 июля — это только начало. Думаю, список приоритетных нацпроектов будет составлен к середине октября 2016 года — к тому времени, напомню, должен быть окончательно сверстан и проект бюджетной трехлетки, чтобы до 1 ноября внести его в Госдуму…
— Новые нацпроекты решают как социальные задачи, так и политтехнологические, — считает доктор экономических наук, профессор Академии труда и социальных отношений Андрей Гудков.
— И надо понимать: реализовать эти проекты даже в нынешней экономической ситуации можно всерьез и в полном масштабе. Денег в бюджете нет в координатах нынешней системы финансирования социальной сферы. Но эти координаты можно при желании изменить.
Финансирование социальной сферы, напомню, зависит от ставки тарифа страховых взносов, и от размера налогооблагаемой базы. При наличии политической воли можно изменить и тариф, и размер базы. Например, перейти к прогрессивной системе налогообложения — причем, не только доходов от труда, но и доходов от собственности. Напомню, что у нас налоговое бремя в составе ВВП значительно ниже, чем у соседних стран, например, ниже, чем у Литвы (37% против 35%). А если учесть нерациональное расходование этих средств в России, разного рода «распилы» и «откаты», резерв на этом направлении действительно колоссальный.
На мой взгляд, в нынешней ситуации понятно, что конкретно нужно делать, и на какие деньги.
Скажем, в России в последние годы наблюдается всплеск диабета, что влечет рост сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Это связано, в том числе, с тем, что в нашей стране ликвидирована система организации диетического питания за счет средств социального страхования, уничтожена система санаторно-курортного лечения, плюс существенно ослаблена система управления заболеваемостью на предприятиях. Все это можно восстановить.
Или такой момент. Вместо лекарственного страхования у нас по-прежнему практикуется выдача определенных лекарств льготным категориям населения. Но если гражданин находится в льготной категории, и ему назначают инсулин, стоимость его лечения возрастает на порядок, и эти расходы целиком падают на тощие местные или региональные бюджеты, которые и без того дышит на ладан. Куда это годится?!
На мой взгляд, все эти проблемы действительно могут быть решены — но только при желании власти. Оплатить реформы способны и нынешние предприятия — напомню, что за два последних года норма прибыльности в экономике, среди тех предприятий, которые выжили и не разорились, увеличилась на 50%. Это значит, кризис полностью оправдывает поговорку «кому война, а кому мать родна».
Думаю, судьба новых нацпроектов напрямую зависеть от политической воли руководства страны. Если же ситуация будет как в басне «Лебедь, рак и щука» — ничего не получится…
Из досье (по материалам ТАСС)
Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам был создан главой государства в конце июня. Как говорится в указе Путина, Совет образован для обеспечения взаимодействия разных уровней власти «при рассмотрении вопросов, связанных со стратегическим развитием РФ и реализацией приоритетных проектов». Создав новый Совет, Путин упразднил два других — Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике и Совет по жилищной политике и повышению доступности жилья.
Об идее создания Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам Владимир Путин объявил на Петербургском международном экономическом форуме 17 июня. По словам главы государства, Совет должен заняться ключевыми проектами, которые направлены на структурные изменения в экономике и социальной сфере
Помимо Владимира Путина и Дмитрия Медведева, в состав Совета включены помощник главы государства Андрей Белоусов, председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, первый вице-премьер Игорь Шувалов, вице-премьеры Ольга Голодец, Аркадий Дворкович, Дмитрий Козак, Сергей Приходько, Дмитрий Рогозин, Юрий Трутнев,Александр Хлопонин, заместитель председателя Экономического совета при президенте Алексей Кудрин, спикеры палат парламента Валентина Матвиенко иСергей Нарышкин, министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Алексей Улюкаев, полпреды главы государства в округах, представители бизнес-сообщества, эксперты.
Фото ТАСС
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).