Загул футболистов Кокорина и Мамаева в Монте-Карло стал событием не столько символическим, сколько переломным, историческим для нашего общества. И это не преувеличение. Всей стране было явлено с бескомпромиссной очевидностью, что идея потребления больше не работает от слова «совсем».
Людей не мотивирует повышение их потребительского потенциала, они не начинают работать лучше, модель полностью себя исчерпала как стимулирующий фактор. И одновременно в обществе окончательно лопнуло терпение по отношению к этому образу жизни и поведения.
Отказ от идеи сладостного потребления материальных благ и возведение его в ранг главного смысла жизни вызревал долго и болезненно. Отторжение гламура, признаков красивой жизни, бесстыдного богатства и бессмысленного расточительства – всё это медленно зарождалось в обществе ещё на пике благосостояния ещё примерно с 2010 года. Но вдруг одно за другим пошли события, которые, словно сговорились окончательно добить привлекательность «сладкой жизни»: и скандал с «парадом Гелендвагенов» выпускников академии ФСБ, и светящиеся ручонки губернатора-оппозиционера Никиты Белых, и коррупционный скандал с увольнением высшего командования Балтфлота, и вот теперь глумливая вечеринка в Монте-Карло футболистов-миллионеров, которые накануне опозорили Россию наЕвро-2016. Всё это происходит на фоне тяжелых времен как в экономике, так и во внешней политике.
Впрочем, началось все не сейчас и не пару лет назад, а долгие десятилетия назад — в годы загнивания Советского Союза и становления дикого российского капитализма. В некоторой степени культ потребления, сложившийся в России, объясним и даже простителен. В предыдущие десятилетия русские люди были лишены такой возможности. В советские годы господствовал дефицит – хороших товаров и продуктов не достать, и процветала теневая торговля «из-под полы». Символом успеха считалось достать что-то редкое, качественное, лучше всего заграничное.
Но общество, конечно, не удержалось на «золотой середине» и рванулось к другой крайности – к «новым русским», к роскоши, красивой жизни, к сопровождавшему это всё беззаконию: богатый – хозяин жизни, он всё может и ему всё позволительно. 2000-е наряду с восстановлением страны, ее сосредоточением, в то же время не изменили принципы неуемного потребительство, а только закрепили их, придав некоторую солидность и больший размах. Молодёжь массово пошла учиться на юристов и менеджеров и мечтала устроиться в крупные госкомпании-монополии, что сулило большие легкие деньги; рабочие специальности после шока 90-х никто осваивать не хотел. Тут еще вдобавок рванула ввысь цена на нефть, огромными темпами выросла сфера услуг и торговли – и понеслось.
Некоторое время россиянам казалось, что материальный достаток способен заменить идею и даже гораздо лучше идеи. Сказывалось разочарование от краха Советского Союза и советской идеологии. Все беды тогда на идеологию и возложили, что, мягко говоря, весьма несправедливо. Достаток без идеи сам становится идеей. Становится самодостаточным жизненным принципом, самоцелью. И тут возникает ловушка: если «долговая яма» не имеет дна, как говорится, то и потребление как идея не имеет потолка. У кого-то всё равно всегда яхта длиннее. И у людей окончательно смещается приоритет от достижения каких-то реальных жизненных целей: творческой и профессиональной самореализации, созданию семьи, заботе о родственниках – к бесконечному потреблению, когда сколько бы у тебя не было товаров, техники и даже недвижимости, тебе всегда готовы предложить ещё больше, ещё и ещё.
Огромное количество управленцев обожглось на том, что будто бы людей можно этим мотивировать. Увеличивая потенциал их потребления, они ожидали от них большей отдачи в работе. Но результат оказывался обратным: увеличивая возможность потреблять люди вообще теряли совесть и забывали о том, что иногда ещё надо и работать для всего этого.
Доходы и траты некоторых наших чиновников зачастую не озвучиваются только из соображений избежания скандала. А когда скандала избежать не удаётся, то мы имеем счастье лицезреть очереднуюЕкатерину Васильеву, которую большинство народа хотело растерзать не за преступления, которые та совершила, а за искреннее мышление в стиле Марии-Антуанетты, которая и в самом деле была казнена, перед этим совершенно искренне вопрошая: «Если у народа не хватает хлеба, отчего же он не ест пирожные?». У Васильевой было такое же искреннее непонимание, откуда такой негатив к ней, что она делает не так, в то время, как она жила просто в параллельной с народом реальностью. Полное погружение в гедонизм и столь же полный отрыв от понятий приличия, дозволенности и чувства меры.
Тот же симптом, в принципе, наблюдался у нашей сборной. И не первый год, просто нам всем понадобилось такое вот позорное стечение обстоятельств, чтобы это окончательно понять и расстаться с иллюзиями. Молодые парни, ставшие звездами в не самом сильном чемпионате России и получающие за это баснословные гонорары, живут по принципу: «Я делаю, чтобы получать и тратить, а не чтобы добиваться результата. Мне платят за процесс, а не за результат». Говорить о какой-то ответственности в этом случае просто смешно. Именно это нам и продемонстрировали с наглядностью. Мы всё проиграли? Да нам плевать! Что, извиниться? Да вот ещё! Сидеть тише воды, ниже травы? А с какой стати? Мы никому ничем не обязаны. Мы получили деньги и поехали «заслуженно» отдыхать. Получение денег – это и есть достаточное основание отправиться их пышно тратить. Ответственность за результат, защита спортивной чести страны – всё это пустой звук. Для кого это не так – те себя ведут иначе.
Когда Кокорин решил извиниться? Когда совесть заела? Вовсе нет! Когда его перевели во второй состав и впаяли штраф, когда замаячила угроза пересмотра контракта с клубом, хотя последнее вряд ли произошло. Только тогда и прозвучало несвязное мычание, которое было выдано извинение. Показательны адресаты его извинений: сперва перед руководством клуба (ведь оно платит деньги), затем – перед руководством сборной. Потом пауза. Долгие, мучительные размышления. «Ну, и перед болельщиками… наверное…». Именно «наверное», человек до конца не уверен, надо ли перед ними извиняться. А что? Денег они не платят, толку от них никакого. Странно, что вообще вспомнил. Долго вспоминал, кого там обычно перечисляют в таких случаях, и вымучил-таки из себя. Наверное, просто потому, что «так надо». А о существовании страны, которую они представляли на Евро-2016, о гражданах этой страны – это всё даже в сознании не откладывалось. И вспомнилось с трудом и в последнюю очередь.
Выпускники академии ФСБ – тоже плоть от плоти этого поколения, которое выросло на ценностях потребительства. Я хочу верить, что в академии им привили и другие ценности, привили чувство долга, патриотизм, я хочу верить, что всё это у них есть. Но! Когда наставники оказались не у дел, и ребята отпустили фантазию на волю, что они выбрали в качестве способа отличиться и покрасоваться? В этом не было ничего забавного, потому что кортежи – особенно в Москве – давно всех утомили и вызывают только раздражение. В столице и без них пробок хватает. Да, молодые офицеры-спецслужбисты не на свои деньги гуляли, как уже выяснилось. Они не кичились собственным богатством и роскошью, что было бы пошло, отвратительно, но хотя бы элемент удали в этом был бы. Но так получилась жалкая попытка выдать себя за тех, кем они не являются, — за «хозяев жизни» в жлобском понимании.
И сразу же первый вопрос: а что, они хотят вот такими стать? Их цель в этом? Это просто заскок юности или осознанное решение пойти в ФСБ как средство заработать на личный «Гелендваген»? Противные вопросы, неприятные, но они под стать поступку: дурному, безвкусному и какому-то запредельно даже не буржуазному, а именно, как сказал тот генерал, «купеческому». Пошлая похвальба богатством, причём богатством, которого нет – и вот как понимать этот жест?
В этом же русле и высказывание златоуста либерального лагеря экономистов Германа Грефа про «страну-дауншифтера». Но это уже заскок потребителя-элитария, не всем дано понять. Ну как же! Председатель крупнейшего банка страны, ездит по конференциям и встречам, общается с мировой элитой и как на зло: одни «айфоны» разрабатывают, другие – «Теслу», третьи – ещё какие-нибудь модные гаджеты, а ему велят инвестировать в сельское хозяйство, финансово обеспечивать импортозамещение и решать прочие «приземлённые» вопросы. Какая наглость! Такому возвышенному человеку и такие «мелкобытовые» проблемы сваливать, важные для всего народа. Остаётся только вспомнить сакраментальное: «Такому красавцу – и так не везёт со страною!»
К тому же идея одновременно даёт и цели, и задачи, и мотивы, и средства измерения степени достижения результата. А потребление – это бесконечный процесс проматывания денег в обмен на утоление всё более и более возрастающих аппетитов в деле потребления материальных благ. Эта идея уже себя исчерпала, она не работает. Люди не работают – люди, которые мотивированы через потребелние.
И вот мы приходим к вопросу: а что же дальше? В россиянах проснулся патриотизм, и это хорошо, но какпишет Директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин:
А как это ещё назвать, когда руководство страны вынуждено отправить в отставку все высшее командование Балтийского флота — десятки офицеров! — за то, что те воровали пайки солдат и мухлевали с финансированием. И это в момент, когда у нас охлаждение с Западом и НАТО, нарастание конфронтации и именно в этом регионе! Одномоментная зачистка верхушки флота и назначение новых людей в управление, требование от них срочно расчистить авгиевы конюшни, — беспрецедентное явление для армии и грозный признак того, до чего довела идея потребительства в вооруженных силах, куда в последние годы направлены огромные деньги. Дай бог, чтобы новички справились. Но в таком случае, говоря о масштабах всей страны, российской экономики, логичнее отправить в отставку, скорее, Грефа и прочих высокопоставленных посетителей Гайдаровского форума: они явно живут не с мыслью «что я могу сделать для России», а «что Россия может сделать для меня».
Стяжательство и казнокрадство во имя удовлетворения потребительских амбиций – страшнейший недуг, поразивший как элиту, так все российское общество. Для многих из нас — но не для всех! подчеркнем это — нет идеи кроме накопительства и потребительства, нет цели, нет приоритетов, нет иных задач. Видимо, только общественная активность может тут что-то сдвинуть в таком образе мыслей. К примеру, после петиции за роспуск сборной, многие зашевелились – как же так, должна же быть у страны сборная! А люди закономерно говорят: а зачем, просто для галочки? — тогда нет, не должна, такая команда нам не нужна. Злость и разочарование вылились в активность, которую не смогли игнорировать. Возможно, стоит активнее относится и к прочим аналогичным случаям? Чтобы те цели и задачи, которые формулирует президент, не повисали в воздухе, а становились бы руководством к действию для чиновников.
Фото Politrussia