В Мире

Хитрый план США не сработает

Время президентства Барака Обамы подходит к концу, в связи с чем и встал вопрос: что же останется после него? И, конечно же, очевидно, что вопрос этот больше всего волнует самого Обаму.

В информационной среде уже давно появились слухи о том, что нынешний президент США метит на должность Генсека ООН, однако пока это лишь слухи. Тем не менее, даже если опустить амбициозные планы президента, нет сомнений, что инициатива пролонгирования российско-американского договора о сокращении ядерного оружия СНВ-3, которая сейчас активно обсуждается в Белом Доме, направлена на создание имиджа Барака Обамы и его внешнеполитического наследия. Ведь, как известно, ещё в начале своего первого президентского срока Обама объявил о намерении сделать вклад в общее дело «денуклеаризации планеты».

Информация о том, что в Вашингтоне активно обсуждается возможность продления договора СНВ-3, появилась в статье известного американского издания Washington Post. Газета упоминает сразу о нескольких неназванных высокопоставленных источниках в Белом Доме, со ссылкой на которые предоставляется такая информация.

Понятно, что дело «денуклеаризации планеты» не сводится только к продлению договора, заключенного ещё в 2010 году, однако в обозримой перспективе это стало бы самым внушительным вкладом, который мог бы сделать Барак Обама. Также, как отмечает издание, ставится вопрос о пересмотре программы модернизации ядерных вооружений, на которую заложено 350 млрд долларов.

Инициатива, в общем-то, правильная, так как вполне вероятное наращивание ядерных арсеналов в духе «холодной войны» точно не приведёт ни к чему хорошему, но существует множество загвоздок, которые блокируют не только возможное продление договора СНВ-3 между Россией и Америкой, но и ставят под вопрос само участие в нём в России.

Так как СНВ-3 был ратифицирован в 2011 году и рассчитан он на 10 лет, в 2021 году договор перестанет действовать, однако соглашения сторон предусматривают возможность его продления. Вот именно этого администрация действующего президента США и желает добиться в преддверия окончания его служебных полномочий. Также любая из сторон вправе выйти из договора, если вдруг будет принято решение о том, что положения договора противоречат её высшим интересам, но пока никто такого желания не выказывал.

Договор обязывает стороны к взаимному сокращению количества тяжелых бомбардировщиков и межконтинентальных баллистических ракет (развернутые носители) до 700 штук, а количество боевых ядерных зарядов на них, в свою очередь, не должно превышать 1550. Как свидетельствует информация из открытых источников, на сегодняшний день Российская Федерация располагает 526 развернутыми носителями и 1628 ядерными боеголовками, в то время как США имеет в своё арсенале 762 стратегических носителя и 1538 ядерных зарядов.

Однако есть опредёленные обстоятельства, которые ставят под угрозу весь тот прогресс, которого удалось достичь России и Америке в деле взаимного ядерного разоружения. Дело в том, что суть договора о взаимном сокращении арсеналов развернутых стратегических атомных вооружений заключается в установлении и поддержании баланса  сил между сторонами-участниками, но действия США последних лет в этой сфере серьёзно нарушают шаткий баланс стратегических сил, который удалось достичь в 2010 году.

Условно можно выделить три главных обстоятельства, которые могут не только заблокировать продление СНВ-3, но и спровоцировать выход России из договора в одностороннем порядке.

Во-первых, речь идёт о системе ПРО в Европе, которая, по мнению российской стороны, должна быть ликвидирована полностью, так как угроза, для предотвращения которой элементы ПРО США размещались на территории европейских стран, исчезла. Иран и его ядерная программа более не представляют опасности (и это признали и подтвердили в Белом Доме), в связи с чем также были сняты санкции с этого государства.

Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности  Виктор Озеров  заявил:«Непонятно, как теперь, когда по поводу иранской ядерной программы сняты вопросы, можно объяснять нацеленность этих элементов ПРО». Также он добавил, что «если речь будет идти просто о «сухом» продлении договора без учета нашей обеспокоенности в связи с развертыванием ПРО в Европе, Россия вряд ли пойдет на это».

Этот вопрос является, пожалуй, ключевым, так как, сокращая в рамках договора количество и типы средств доставки ядерных зарядов, Россия может существенно сократить свою фактическую боеспособность, хоть формально это будет не так.

Как известно, сейчас в России есть возможность создать так называемые тяжелые ракеты, которые смогут разделяться в космосе на множество ядерных боеголовок. В случае укрепления российского ядерного арсенала именно такими типами стратегических носителей, американская система ПРО как на территории Европы, так и на территории США становится абсолютно бесполезной, так как попросту не сможет отразить ядерный удар такого типа. Наши заокеанские «партнёры» прекрасно это понимают, в связи с чем они активно будут настаивать на продлении договора СНВ-3 (чтобы ещё больше сократить число средств доставки ядерных зарядов), в то время как вопрос о ПРО в Европе, по всей видимости, будут избегать всеми доступными способами.

Очень точно прокомментировал ситуацию, сложившуюся вокруг вопроса продления СНВ-3, первый зампред Комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников: «Американцы прекрасно понимают, что они нарушили связь между ПРО и СНВ, и рассчитывать им на новый договор не приходится». Отвечая на вопрос о тяжелых ракетах с РГЧ (разделяющаяся головная часть), Калашников отметил:

«Американцы это тоже понимают – иди поймай эту ракету, которая разделится в космосе на множество боеголовок. Никакая ПРО Америку не спасет. Поэтому они предлагают СНВ, дальше сокращать стратегические вооружения – чтобы потом прикрыть себя этим противоракетным зонтиком, потому что против небольшого количества ракет он будет эффективен».

Вторым важным нюансом является то, что в Европе находится тактическое ядерное вооружение США – до тех пор, пока это оружие не будет полностью вывезено с территории европейских государств, ни о каком продлении договора не может быть и речи.

Ну и, наконец, в-третьих, в старом варианте договора никак не предусматривается так называемый вопрос «блоковости», который, без доли сомнения, имеет место в сложившейся системе международных отношений.

Россия убеждена, что совокупный ядерный потенциал, который будет закреплён за американской стороной в рамках договора СНВ-3, в случае его продления, разумеется, должен рассчитываться путем сложения количества стратегических носителей и ядерных боеголовок, которыми располагает не только США, но и их ближайшие ядерные державы-союзники, а именно Великобритания и Франция. Только так можно объективно оценить западный ядерный потенциал и договориться о его взаимном сокращении.

Если в ходе переговоров будет достигнут прогресс по всем трем направлениям («блоковость», система ПРО и тактическое ядерное вооружение США в Европе), то только тогда можно будет обсуждать вопрос продления договора СНВ-3, на что Москва, в целом, смотрит вполне положительно.

Источник

Фото Reuters

Аудио Politrussia

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.