Во время визита в Москву 14−15 июля госсекретарь США Джон Керри намерен предложить российскому руководству координировать независимые удары США и РФ по террористам «Исламского государства» *. Об этом сообщил в среду «Интерфакс» со ссылкой на газету The Washington Post.
Керри предложит создать совместную группу для обмена оперативной и разведывательной информацией. Глава американской дипломатии также, вероятно, попросит российское руководство убедить Дамаск, чтобы авиация отказалась от боевых заданий и сосредоточилась на гуманитарных целях и медико-эвакуационных операциях.
Не исключено, что Керри встретиться не только с главой МИД РФ Сергеем Лавровым,но и с президентом России Владимиром Путиным.
Главными темами обсуждения станет ситуация в Сирии, Нагорном Карабахе и на Юго-Востоке Украины.
Вот выдержка из заявления МИД РФ по поводу предстоящих переговоров: «Рассчитываем, что визит Госсекретаря США Джона Керри в Россию — четвертый с мая 2015 года — будет способствовать улучшению атмосферы российско-американских отношений, от состояния которых во многом зависит поддержание глобальной стабильности и решение широкого круга международных проблем».
Переговоры по Сирии и Донбассу стали уже традиционными для России и США. Однако вот тема Нагорного Карабаха, к которому США, как говорится, никаким боком, обращает внимание.
Каковы сейчас основные противоречия между Россией и США во внешней политике и стоит ли ждать прорывных решений или уступок одной из сторон во время визита Керри?
— Характерно, что одним из предполагаемых вопросов обсуждения называется ситуация в Карабахе, — говорит профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук, член Научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло. — В течение многих лет этот конфликт существовал в замороженном виде. Никакой динамики не наблюдалось. И неожиданно произошло минувшей весной обострение. А произошло оно потому, что США решили таким образом ответить на то, что мы не дали осуществиться их планам по свержению президента Башара Асада в Сирии. Американцы попытались разыграть карабахскую карту, чтобы ослабить позиции России в Закавказье. Видимо, предполагалась и предполагается инициация других конфликтов вдоль наших границ.
— Что указывает на то, что именно США стояли за обострением конфликта в Нагорном Карабахе?
— Американцы начали готовиться загодя. Мои коллеги замечали в гостиницах Баку группы американских военных инструкторов ещё за несколько месяцев до событий в апреле этого года.
Без активного вмешательства Соединённых Штатов конфликт так бы и сохранялся в замороженном состоянии. Американцы, видимо, будут пытаться получить от России какие-то преференции в Сирии в обмен на обещание больше не подогревать карабахский конфликт.
— Сегодня не очень понятно, чего мы сами хотим добиться в Сирии, поскольку полностью победить исламистские группировки относительно небольшими силами нельзя.
— Мы в Сирии сегодня действуем строго в рамках резолюции Совбеза ООН 2254. В ней представлен план поэтапного урегулирования в этой стране. Кстати, в разработке резолюции принимали участие, как Россия, так и США.
Американцы, несмотря на это, пытаются время от времени заявить несогласие с тем или иным пунктом резолюции. Мы же хотим полностью реализовать все пункты этой резолюции, добившись мирного урегулирования в Сирии.
Но для этого необходимо добиться полной ясности, какие организации в Сирии считать террористическими, а какие — просто оппозиционными.
— А насколько вероятно, что США попытаются добиться прекращения российских бомбардировок боевиков «Исламского государства» и других террористических группировок?
— На «Исламском государстве» поставлен крест и Россией, и США. Обе страны выступают за его уничтожение. Скорей всего, на переговорах с участием Керри снова встанет вопрос о том, кого же считать террористами, а кого оппозиционерами среди множества относительно небольших группировок. Американцы склонны считать оппозицией многие группировки, которые являются, так сказать, аффилированными структурами того же «Исламского государства» или «Джабхат ан-Нусры»**. Вот эти внешне лояльные им группировки они хотели бы вывести из-под бомбардировок российских ВКС.
— А ждать ли новых решений по «украинскому вопросу»?
— В последнее время всё более явно ощущается ослабевание интереса США к нынешней Украине. Я бы даже сказал, что они постепенно начинают «сливать» режим Порошенко. В том торге, который американцы ведут с нами, они намерены Украину хоть и по низкой цене, но всё же продать.
— Для чего же всё-таки США выделяют довольно значительные суммы на реформу украинской армии?
— До сих пор американский Конгресс, видимо, в пику Бараку Обаме выделял довольно символические суммы на военные расходы Украины. Говорить о том, что 130−150 миллионов долларов смогут преобразить украинскую армию — смешно. Американцы разуверились в том, что им в обозримом будущем удастся создать боеспособную украинскую армию, которая хотя бы смогла победить и уничтожить армии ЛНР и ДНР.
Думаю, что США действительно надавят на Киев, чтобы он выполнил часть Минских соглашений. А именно — изменение Конституции Украины и придание особого статуса ДНР и ЛНР, амнистия для участников ополчения и т. д.
— А Россия со своей стороны может пойти на какие-то уступки?
— Думаю, что Россия не будет уступать, но будет предоставлять американцам возможность сохранить лицо и не выглядеть проигравшей стороной в той же Сирии. А это уже немало. Тому же Обаме напоследок хочется избавиться от имиджа президента-неудачника.
— Я бы не стал придавать визиту Керри излишний вес, — говорит политолог, замдиректора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов. — Надо понимать, что он представитель уже уходящей администрации. До выборов нового президента США американцы вряд ли захотят всерьёз что-то менять в своей внешней политике.
Тем не менее, возможно, по Сирии действительно будет достигнута договорённость о совместных скоординированных действиях против «Исламского государства» и других группировок. Я думаю, что ряд громких терактов, произошедших в последнее в разных частях света, невольно подталкивает США к такому шагу.
Кроме того, в свете предстоящих президентских выборов в США Демократической партии было бы выгодно представить успехи в борьбе с «Исламским государством» как заслугу администрации Белого Дома.
— Вопрос об уходе Башара Асада с поста президента Сирии, который одно время активно муссировали американцы, остаётся на повестке дня?
— Есть основания предполагать, что этот процесс сейчас является неактуальным. Все последние события лишний раз подтвердили, что Башар Асад продолжает оставаться единственной консолидирующей фигурой для большинства сирийцев. Что бы ни пытались доказать американцы, видно, что из сирийской оппозиции сегодня не вышло политических сил, способных взять ответственность за ситуацию в Сирии и удерживать страну от хаоса. Поэтому тема отставки Асада в ближайшее время будет, скорей всего, закрыта.
— А тема Нагорного Карабаха может быть рассмотрена на встрече с госсекретарём США? В частности, может состояться некий обмен: США нам пообещают не подрывать стабильность в Закавказье, а мы им — прекращение бомбардировок в Сирии?
— В любом случае тема Карабаха не будет главной. Во многом благодаря именно усилиям России обострение конфликта, случившееся весной, миновало. А в Сирии идёт открытый военный конфликт, причём довольно масштабный. Поэтому «обмен» Сирии на Карабах был бы неравнозначным. К тому же в условиях активизации исламских террористов в Сирии прекращение действий российских ВКС крайне осложнит обстановку.
И вообще, большинство идей о том, что Россия «поменяет» Крым на Курилы, Крым на Донбасс, Сирию на Донбасс и т. д. являются в большей степени плодами фантазий западных журналистов, чем отражением процессов, происходящих в реальной политике.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена
** Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Фото ТАСС