14 июля, ровно в полдень, со стороны деревни Чмаровки в Баку понаехал Порошенко. Понаехал официально, торжественно и совсем не случайно.
Так уж скорбно сложились дела украинского дуче, что на пространстве фактически рассыпавшегося в прах СНГ ему мало где рады. И ещё меньше мест, где ему могут хоть чем-то помочь. Азербайджан – едва ли не единственная республика ex-СССР, где Порошенко привечают и даже могут хотя бы посочувствовать.
Ошибка: группа не существует! (ID: 1)Более всего роднит режимы Алиева и Порошенко наличие территорий, упорно отказывающихся жить с ними в одном государстве. Взаимности у отколовшихся земель эта парочка не может добиться даже с помощью навязчивой любви, подкреплённой применением оружия. Порошенко тут салабон и чечако – всего каких-то два года его отвергает Донбасс, тогда как у Алиева с предшественниками любовь с Нагорным Карабахом не клеится вот уже четверть века.
Памятуя, что совсем недавно Порошенко нёсся на крыльях любви и надежд в Варшаву, где проходил очередной саммит НАТО, есть подозрения, что нынешний его визит в Азербайджан состоялся по указанию сверху. Есть ощущение, что Петюня посетил друга Ильхама с целью реанимации ГУАМа – мертворождённого дитяти «многовекторного» Кучмы, некогда пытавшегося играть в региональное великодержавие.
Напомним, что по инициативе Киева и под покровительством США и Европы, была попытка сколотить политический блок (с прицелом на военно-политический) из нескольких проблемных членов СНГ. Прежде всего, это касалось Грузии, Молдавии и Азербайджана. Под неофициальным лидерством Украины получился ГУАМ. Цели и задачи микроблока были прозрачными. Его участники, за исключением Украины, были расколоты гражданской войной, в результате которой они утратили часть территорий. Москва почти во всех их внутренних конфликтах выступала в качестве миротворца и совсем не собиралась потакать амбициям «заединщиков». Сбиваясь в кучу, эти республики тешили себя надеждами, что сообща они сумеют помочь друг дружке, получат понимание и поддержку от НАТО. Украина при этом пыталась повысить свой политический статус, как капитан команды, проводящий чертовски независимую политику, отличную от «имперских амбиций» России.
Начавшись с большой помпой, ГУАМ очень скоро скатился в типичную говорильню, в конце концов тихо испустив дух в пыльном углу, а его союзники по мечу и оралу разбежались искать союзников помогущественнее. Покойся с миром.
Тем не менее, приличия были соблюдены и ритуальные танцы исполнены. Порошенко с негодованием отказался признавать Нагорный Карабах и поклялся, что в руки не возьмёт сертификаты и другую документацию непризнанной республики и тепло помянул аналогичную позицию Азербайджана по Крыму.
Что и говорить, с поддержкой по Нагорному Карабахоу у Алиева дела обстоят сильно хуже, чем у Порошенко. Его недавнюю агрессию против непризнанной республики осудили 27 стран. Да и позиции армянской диаспоры в США и Франции настолько сильны, что правительства этих стран не рискуют оказывать прямую поддержку Баку. У Порошенко в этом плане дела обстоят несколько лучше.
Хотя перед поездкой Порошенко в Баку в Киеве вспомнили о покойном ГУАМе, но не его реанимация, судя по всему, более всего беспокоит украинский политический паноптикум. С началом 2016 года Порошенко отчаянно мечется, пытаясь найти надёжного покупателя украинских товаров, поскольку слабоумная «евроинтеграция», на которую так надеялись майданщики, пополам с презрительным фырканьем в сторону «Таёжного Союза» и введением санкций против России, обернулись для украинского производителя и бюджета Украины кошмарной прорехой, которую Киев теперь пытается лихорадочно залатать.
Не то чтобы метания Порошенко остались совсем уж бесплодными, просто найти равноценную замену рынку сбыта № 1 в наше время попросту невозможно и № 5 Азербайджана в новом торговом балансе Украины – утешение слабенькое. Но в Киеве надеются и поговаривают о проектах новых транспортных потоков в сторону Каспия, осмысливая беспримерный опыт контейнерной доставки украинского воздуха в Китай посредством «паровозика, который не шмог».
Кроме того, у Порошенко есть мечта, что Алиев даст ему пососать. В смысле, вкусной бакинской нефти. И вновь рассмотрит проект подключения Азербайджана к трубопроводу Одесса – Броды. В Киеве очень надеются на приход азербайджанских инвестиции и бакинской нефти, а Азербайджан получит заманчивый доступ на украинский топливный рынок и сможет прокачивать в Европу большие объёмы всё той же нефти. Во всяком случае, именно такие предложения должен был озвучить сладкоголосой сиреной друг Петро другу Ильхаму.
Вот только, «надежды юношей питают». Трубопровод Одесса – Броды давно стал головной болью Киева. Сданный под ключ в 2001 году он представляет из себя незагруженную ветку, примыкающую к нефтепроводу «Дружба» в Бродах. Руководство украинской нефтянкой планировало продолжить ветку в польские Плоцк и Гданьск, но в Варшаве решили отказаться от строительства.
Нефтепровод простаивал до 2004 года, пока не поступило предложение из России об использовании его в режиме реверса. В 2010 году прокачка нефти по трубопроводу была остановлена. На короткое время им попользовалась Белоруссия, прокачивая «чёрное золото» из Венесуэлы и Азербайджана на свои НПЗ, но праздник жизни прекратился в конце 2011 года, и с тех пор нефтепровод Одесса – Броды перекачивает исключительно воздух.
Зачем Азербайджану, имеющему на руках твёрдые контракты и очередь из покупателей, поставлять нефть Порошенко – не очень понятно. Ещё менее понятно, чем Украина, находящаяся за гранью дефолта, сможет расплатиться за поставленную из Баку нефть. Трудно представить, чтобы в Азербайджане остро желали поставок украинского сала, орехов, ваты и дивной золотистой соломы. Впрочем, кто их знает?