На днях вице-президент Еврокомиссии по энергетическим вопросам Марош Шефчович заявил, что Украина стоит перед реальной угрозой остаться без газа этой зимой. В качестве причины возможного возникновения такое печальной для Киева ситуации европейский чиновник указывает сложные взаимоотношения «Нафтогаза» и «Газпрома».
И дабы избежать угрожающего положения, Шефчович предлагает украинским властям наконец-то начать договариваться с российским газовым гигантом.
«Евросоюз понимает важность заполнения украинских газовых хранилищ к зиме. В связи с этим призываем компанию «Нафтогаз» договориться с российским «Газпромом» и согласовать условия на поставки газа. Комиссия готова поспособствовать проведению переговоров, если понадобится — в трехстороннем формате», — отметил он.
По всей видимости, в ЕС убеждены, что на одном только реверсном газе Украина эту зиму не переживет.
При этом на фоне полнейшего тупика в отношениях между Киевом и Москвой, а также нежеланием «Нафтогаза» договариваться с «Газпромом» по поводу газовых поставок, Украина, по крайней мере до последних дней, пытается закачать как можно больше реверсного газа из Европы, настраиваясь, по всей видимости, на дальнейшее противостояние с Россией. Так, сообщается, что импорт газа на Украину из ЕСвырос в последнее время в три раза — с 3,5 до 10,4 миллионов кубометров.
Однако увеличение импорта газа из Европы дает киевским пропагандистам очередной повод для демонстрации «незалежности» Украины от российского газа, а «Нафтогазу» — аргумент в его войнах с «Газпромом», благодаря которому Киев пытается получить очередную скидку на газ.
Кстати, некоторое время назад Киев заявил, что готов покупать российский газ, однако лишь в том случае, если цена на него будет ниже, чем на реверсный из Европы. По словам чиновников из «Нафтогаза», реальная цена российского голубого топлива составляет 130 долларов за тысячу кубометров. При этом подобное заявление Украина сделала после отказа европейцев субсидировать цены на газ.
Стоит отметить, что изначально российское голубое топливо действительно было несколько дороже условно европейского газа — 329 долларов против 301 в начале прошлого года. Однако затем ситуация изменилась. Начиная со второго квартала 2015 года за европейский реверсный газ Киев платил 275 долларов за тысячу кубометров, тогда как голубое топливо из России обходилось «Нафтогазу» в 248 долларов. Такая же цена на продукцию «Газпрома» осталась и в третьем квартале 2015 года, тогда как европейская цена хоть и снизилась, но всё-таки была выше — 266 долларов. Начиная с четвертого квартала прошлого года реверсный газ стоит для Украины уже меньшую сумму — 232 доллара, однако это всё равно дороже, чем российское голубое топливо — 227 долларов за тысячу кубометров.
Между тем европейцам, похоже, кривляния Украины и её метания порядком надоели. Так, недавно представитель Еврокомиссии Торстен Волерт заявил, что Украине вообще следует забыть про дешевый газ, поскольку его субсидированием для Киева ни Россия, ни ЕС заниматься не намерены.
«Каждый на Украине понимает, что ситуация, когда дешевая энергия субсидируется третьей страной, в частности Россией, является вопросом прошлого», — заявил чиновник.
На фоне тотальной неопределенности Киева по газовым вопросам, не совсем благополучно идут дела в самом «Нафтогазе». Так, 17 июля киевский суд арестовал на два месяца заместителя главы правления компании Сергея Перелому. По данным следствия, он приложил свою руку к растратам средств Одесского припортового завода (ОПЗ) в особо крупных размерах. Следователи также располагают данными, в соответствии с которыми замглавы компании вместе с заместителем директора ОПЗ Николаем Щуриковым заключали контракты на поставку газа по слишком завышенным ценам на более чем 200 миллионов гривен.
В целом же Европа сейчас дает Украине очевидный сигнал – ей следует примириться с Россией, в том числе договорившись по газовым вопросам, поскольку заниматься чужими проблемами в Европе не намерен никто. Старый Свет переживает один из самых напряженных периодов в своей истории, столкнувшись с ранее невиданными масштабами террористической угрозы и непрекращающимся потоком беженцев. Эти вопросы для Европы, несомненно, гораздо более важны, чем украинский кризис, посему ее представители пытаются подтолкнуть Киев к улучшению отношений с Москвой, дабы ситуация на востоке не мешала им заниматься собственными проблемами. Газовый вопрос здесь — один из самых принципиальных, хотя проблема Донбасса, несомненно, стоит гораздо более остро.
Проблема в том, что в политическом плане Европа на данный момент отнюдь не монолитна. Основные противоречия здесь возникают между национальными правительствами и структурами Европейского союза в Брюсселе. Первые склонны занимать более мягкую позицию по отношению к России и более тверды в намерении оказать давление на Киев в плане нормализации его отношений с Москвой. Они прекрасно понимают, что если до зимы не будут достигнуты договоренности между «Газпромом» и «Нафтогазом», то спасать замерзающую Украину придется именно им. Вторые же занимают несколько отстраненную от национальных проблем европейских стран позицию, ориентируясь в своей политике, в том числе в украинском вопросе, на Вашингтон. Они занимают достаточно жесткую по отношению к Москве позицию, обвиняя ее как в провале Минских договоренностей, так в срыве газовых переговоров. Подталкиваемые американцами, ориентированные на них евробюрократы не желают принимать во внимание доводы Москвы, которая отказывается идти на поводу у Украины, согласившись продавать газ Киеву фактически за бесценок.
Таким образом, во многом договороспособность Киева будет зависеть от того, какая политическая линия победит в Старом Свете — условно национальная (национальные правительства) и условно наднациональная (проамериканские структуры ЕС). Итоги референдума в Великобритании и общее ослабление контроля атлантистов над Старым Светом усиливает позиции национальных правительств, но несмотря на это Брюссель продолжает диктовать свою волю крупнейшим европейским странам, в которых всё чаще звучат голоса о примирении с Россией при помощи поиска выхода из украинского кризиса.
Определенные шаги на этом направлении уже очевидны. Слова вице-президента Еврокомиссии, сомнения МВФ по поводу предоставления очередного транша Киеву, наконец, последовавшее согласиеглавы правления «Нафтогаза» Андрея Коболева на переговоры – все говорит об этом.
Однако в любом случае скорого потепления между Москвой и Киевом и возвращения «Газпрома» на украинский рынок ожидать не следует. Несмотря на реальную перспективу Украины замерзнуть зимой и нежелание европейских функционеров далее оплачивать устроенный Вашингтоном маскарад, обе стороны занимают принципиальную позицию.
В целом же договоренности по газу будут зависеть от прогресса или его отсутствия в выполнении Минских соглашений и общем улучшении отношений между Россией и Украиной. Ну а пока на Донбассе начинается очередной виток противостояния, посему надеяться на то, что голубое топливо скоро потечет из российских трубопроводов напрямую украинским потребителям, не стоит.
Фото Reuters
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня