Насколько я могу судить, в игре с покемонами страшно не то, что кто-то хитрый получит фотографии засекреченных объектов. Как правило, на этих самых засекреченных объектах работают люди достаточно вменяемые, и вряд ли они с лёгкостью клюнут на предложение направить аппарат на то, что нельзя показывать, а даже если и найдётся такой отморозок, то его немедленно остановят колеги. Если же на секретном объекте работают сплошные дураки, не знакомые с правилами секретности и техники безопасности, то страна, подобравшая такой персонал для такого серьёзного дела, виновата во всём, что с нею случилось.
Главная опасность в другом, а именно в том, что появляется возможность собрать в нужное время в нужном месте толпу людей, интересующихся игрой больше, чем жизнью. А насколько взывоопасны такие толпы, мы уже видели по цветным бунтам в Европе, по серии государственных переворотов и мятежей, которые её организаторы назвали «арабская весна», хотя, по их замыслу, она должна была стать арабской осенью — то есть, полным закатом и распадом арабского мира. Вот именно такая толпа дураков, охотно идущих туда, где вывешена достаточно яркая приманка, это главная опасность покемонов.
Напомню, когда только-только появилась можда на флеш-мобы, многие специалисты сразу же сказали, что отрабатывается технология массовых потрясений и беспорядков. Тогда над этим смеялись. А потом вскоре после рыжего бунта на Украине выяснилось, что за 12 лет — с января 1992-го, когда Союз распался, и до декабря 2004 года, когда вспыхнул рыжий бунт, под предлогом массовых фальсификаций на президентских выборах после Януковича (уже потом выяснилось, что фальсификации действительно были и с колоссальным размахом, но в пользу не Януковича, а как раз его противника на этих выборах — Ющенко), так вот, за 12 лет до рыжего бунта Соединённые Государства Америки вложили в разнообразные и разнобезобразные общественные организации на Украине 2 млрд долларов. Причём надо принять во внимание, что это были доллары 90 годов, то есть в персчёте на наши нынешние деньги надо эту сумму по меньшей мере удвоить, а то и утроить. Задачи этих организаций были очень многообразны — все и не упомнить. Но был в программе подготовки любой организации среди прочего и такой пункт: «отработка технологии быстрого сбора активистов организации по сигналу». И вот когда этот сигнал появился, на площади Независимости немедленно собралась толпа в несколько тысяч — ну, скажем условно, человек — и образовала массовку, на фоне которой и проходили митинги, предназначенные для создания впечатления о всенародном протесте против законно избранного президента Януковича. Эти митинги потом, конечно, ещё требовалось подпитывать, требовалось создавать поводы для удержания толпы, вроде непрерывного рок-концерта на протяжении нескольких суток — кстати, на мой взгляд, рок-концерт и сам по себе довольно неплохой способ выбить людей из здравомыслящего состояния. Но первое условие для такого митинга — это именно собрать массированныую толпу, тем более, что, как известно психологам, толпа всегда намного глупее тех, кто в неё собрался, и соответственно без отработанной технологии флеш-мобов цветные бунты просто невозможны.
Сейчас появилось новое средство собрать даже тех, кто не склонен собираться в толпу. Флешмоб требует готовности всё-таки заранее погрузиться в обстановку «бессмысленной толпы», как выразился однажды «наше всё». Но теперь, благодаря этим самым покемонам (и, наверное в дальнейшем каким-то другим инструментам дополненной реальности), появляется возможность втянуть в толпу даже тех, кто при других обстоятельствах ни за что бы в неё не сунулся. Поэтому, на мой взгляд, покемоны гораздо опасней предыдущих средств превращения людей в толпу.