Тольяттинский автогигант празднует 50-летний юбилей — постановление о строительстве Волжского завода было подписано правительством СССР в июле 1966 года. За полвека «паровоз» отечественной автоиндустрии выпустил без малого 30 000 000 машин, освоив около 40 различных моделей.
А сколько за историю предприятия было разработок, которые по тем или иным причинам не смогли воплотиться в жизнь? Концептуальных и экспериментальных вазовских проектов насчитывается не меньше двух десятков. Предлагаем вспомнить самые яркие и неординарные из них.
ВАЗ 2106 «ТУРИСТ»
Как вам самый настоящий легковой пикап, созданный на базе «шестерки»? Заднюю часть кузова тольяттинские умельцы обратили в грузовой борт, оставив места исключительно для двух передних седоков. Но борт не простой, а раскладной — с выносной палаткой! За счет пары дополнительных стоек тент устанавливался на земле, превращая автомобиль в эдакий дом на колесах.
А что — неплохая идея для середины 70-х годов. Жаль, что планы по выпуску туристической модификации, изначально ориентированной на экспорт в Европу, дирекция завода не утвердила, и проект загнулся. Единственный опытный образец впоследствии использовался на предприятии для технических нужд.
ВАЗ 2108 «ТАРГА»
Да, не удивляйтесь, в конце 80-х годов у нас тоже работали над созданием автомобиля со съемной крышей. Причем речь идет не о привычном кабриолете, а о неведомом для советских граждан кузове «тарга». В основу модели легла модная по тем временам «восьмерка», которая получила каркас безопасности, удлиненную корму, форточки в стеклах передних дверей и съемный верх.
Кстати сказать, немногие знают, что именно у этой машины были позаимствованы удлиненные крылья, которые в последствие появились сначала на экспортных, а затем и на «домашних» серийных LADA 2108. Кроме того, открытая модификация обзавелась видоизмененной крышкой багажного отсека, позже задействованной в седане ВАЗ 21 099. К великому сожалению, от модели отказались иностранные заказчики, и прототип, созданный в единственном экземпляре, был уничтожен.
ВАЗ «Х»
Как бы вам не хотелось, но литера в названии семиместного минивэна совсем не означает, что это — полная «х». Между прочим автомобиль, который волжане разрабатывали в начале 90-х, должен был получить полноценную систему кондиционирования, продвинутый аудиокомплекс и даже адаптивный круиз-контроль!
Концепт с таинственным названием «Икс» спроектировали в масштабе 1:4, но найти инвесторов вазовцам так и не удалось. В итоге любопытный проект умер, так и не успев родиться.
ВАЗ «БОРА»
А этот автомобиль стал своего рода ответом американскому Wrangler. Над внедорожником-кабриолетом с пространственной алюминиевой рамой и пластиковыми панелями кузова тольяттинцы работали не покладая рук три года кряду. Вся техническая начинка «проходимцу» досталась от ВАЗ 2121: мотор о 80 «лошадях», трансмиссия и полный привод.
Вазовцы рассчитывали продавать это чудо техники в Старом Свете, однако европейцы машину не оценили. Тогда новинку предложили Ближнему Востоку, где азиатов попытались удивить показательными испытаниями в Аравийской пустыне, но и те в последний момент передумали. Так планы Волжского автозавода выпускать по 5000 «джипов» в год канули в Лету.
ВАЗ 21 119
Вы даже представить себе не можете, но АВТОВАЗ делал машины не только для живых, но и для мертвых. Доказательством тому — первый российский катафалк, построенный на базе «десятки» в начале «нулевых».
Мастера Опытно-промышленного производства удлинили кузов ВАЗ 2111 на целых 700 мм, а также на 250 мм приподняли крышу, что позволило установить в салоне специальные ограждения и рельсы для погрузки гробов. Правда, из-за этого машина прибавила 100 кг в весе и с 1,5-литровым 79-сильным мотором ехала с трудом. Как бы то ни было, никто из представителей ритуальных служб «похоронным» автомобилем не заинтересовался. По стандартному сценарию проект был заморожен.