22 июля министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу внезапно прибыл в Крым. Внешне — для того, чтобы на рейде Севастополя торжественно вручить орден Нахимова экипажу гвардейского ракетного крейсера «Москва», недавно вернувшемуся в главную базу от берегов Сирии. Еще, как сообщила пресс-служба Министерства обороны РФ, глава военного ведомства «проверил ход обустройства ряда гарнизонов и объекты Черноморского флота, дислоцированных на Крымском полуострове».
Рутинная рабочая поездка Шойгу? Существует, по крайней мере, несколько причин предполагать, что это не так. И вручение ордена гвардейцам крейсера «Москва» не было главным, зачем Шойгу срочно отправился на полуостров.
Во-первых, время для поездки Шойгу в Крым выглядит странновато. Уж если министра и обеспокоили вдруг проблемы военных моряков, то логичней было бы лететь в ровно противоположном направлении — в Североморск. Там как раз в эти самые дни развертывались события отнюдь не рядовые. По учебной тревоге были подняты соединения сухопутных, береговых войск и боевая авиация. Более 100 боевых кораблей, атомных и дизельных подводных лодок вышли в Баренцево и Белое моря. Учения такого масштаба Северный флот не проводил давно. И было бы вполне логичным, если бы министр обороны побывал на них. Но его там не было.
Потребовалось проверить, как идет обустройство группировки российских войск в Крыму? Тут Шойгу просто не мог увидеть ничего нового, поскольку до этого посещал Крым совсем недавно — 16 июня в рамках рабочей поездки в войска Южного военного округа. И все уже видел, обо всем услышал. Это — во-вторых.
Зачем же тогда министерский самолет взял курс на Крым? Все становится на свои места, если предположить, что на южном направлении в ближайшие дни и недели возможно резкое обострение военно-политической обстановки. Настолько, что придется поднимать по тревоге уже и нашу группировку на полуострове, и Черноморский флот. Да, видимо, и не только их. Тогда понятно: глава оборонного ведомства просто обязан убедиться, насколько его войска готовы к самому крутому обороту событий.
А что, есть признаки близкого военного кризиса в тех краях? Увы, их слишком много. И все так или иначе связаны с Украиной. Оттуда сегодня валом идут сообщения, что в Киеве открыто готовятся к свержению президента Петра Порошенко. И даже называют конкретная дату резкого обострения ситуации — 27 июля.
Как отмечает в своей колонке известный политолог Ростислав Ищенко, спусковым крючком уличных беспорядков может стать подготавливаемое нацистами нападение на Всеукраинский Крестный ход за мир, организованный Украинской православной церковью Московского патриархата (УПЦ МП). Колонны на Киев движутся из Почаевской и Святогорской лавр. Встреча и общий молебен намечены на Владимирской горке столицы Украины как раз 27 июля, в канун празднования Дня крещения Руси. А 28 июля на площади перед Успенским собором Киево-Печерской Лавры должна состояться торжественная Божественная литургия.
Как пишет Ищенко, оппоненты киевской власти считают, что Крестный ход может собрать на улицах Киева до полутора миллионов их сторонников. Но «даже если эти оценки — преувеличение, всё равно десятки, а то и сотни тысяч православных антифашистов, агитирующих против войны, — та легальная политическая альтернатива режиму, появления которой он старался избежать». Радикалы не могут допустить появления в легальном политическом пространстве организованной альтернативы себе, а попытка Порошенко обезопасить Крестный ход будет использована как однозначное свидетельство его «измены».
— После чего антиправославный гнев нацистской улицы легко канализируется в направлении президента, — заключает Ищенко.
В этом смысле неудивительными выглядят попытки политической элиты Украины любой ценой запретить Крестный ход в Киеве. 22 июля представитель фракции «Народный фронт» в Верховной Раде Андрей Левус обратился к мэру Киева Виталию Кличко с требованием инициировать запрет Крестного хода, чтобы «не допустить беспорядков».
В этот же день представитель Главного управления разведки Минобороны Украины Вадим Скибицкий заявил, что во время Крестного хода «спецслужбы РФ планируют провокации против деятелей Украинской православной церкви Московского патриархата».
19 июля секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявил о том, что СНБО может рассмотреть вопрос о введении в стране военного положения. Как говорят эксперты, поводом может стать не столько обострение обстановки на фронте, сколько сам Крестный ход УПЦ МП.
Одновременно национал-радикалы Украины пригрозили, что они ни за что не пустят шествия в Киев. На дорогах, ведущих к столице, они сейчас пытаются организовать собственные «охранные» лагеря. Но попытки силой остановить тысячи людей, идущих просить о мире, — это наверняка большое кровопролитие. Которое весьма вероятно выйдет боком не только Порошенко, но и всей его несчастной стране. Кто тогда подберет упавшую в пыль президентскую булаву? Очень может быть, что как раз фашиствующие радикалы. И реванш в Крыму и в Донбассе мгновенно окажется на повестке дня Киева.
Если так же считают в Кремле и в российском Министерстве обороны, то срочный вылет Шойгу в Крым очень даже объясним и своевременен.
— В случае введения военного положения Крестный ход просто запретят, и при желании нужное количество депутатов будет оперативно собрано для голосования, даже несмотря на то, что Верховная Рада сейчас на каникулах, — отмечает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков. — С одной стороны — из-за не работающих на Украине прямых инструментов власти многие эксперты любые события рассматривают как повод, который послужит катализатором новых беспорядков в стране. С другой — предпосылки для новой волны кризиса на Украине действительно есть. Растет недоверие как внутри «Блока Петра Порошенко», так и среди «свидомых» — ура-патриотов. Крестный ход многие в политической элите рассматривают как идейно-духовную угрозу для нынешней Украины. Поэтому негативного развития событий я бы не исключал, и, возможно, проверка группировки в Крыму была действительно неспроста.
Председатель комитета госстроительства Новороссии Владимир Рогов считает, что риск переворота на Украине сейчас высок как никогда. Более того, есть данные о том, что боевикам националистических батальонов из разных областей Украины дан приказа к 27 июля прибыть в Киев.
— Петр Порошенко практически монополизировал власть, что, естественно, вызывает недовольство «партии войны», поскольку были перекрыты денежные потоки. Сейчас команда, которая ушла немного в тень, фактически работает на разжигание конфликта и повышение градуса ненависти к Порошенко и его команде. Отмечу, что тезис о «внутренней оккупации» страны президентом сначала реализовывался через грантополучающие СМИ, на данный момент встречается повсеместно.
Интересная деталь: трафареты с портретом Порошенко в фокусе оптического прицела, аналогичные тем, которые распространялись во время «майдана» в отношении Януковича, появились у ребят, которые проходили подготовку по линии американского Национального фонда поддержки демократии (NED).
Возможно, убийство Павла Шеремета — звено как раз этой цепи, поскольку сразу же после этого было много официальных заявлений о необходимости запрета массовых акций в Киеве, установки рамок металлодетекторов, которых там сроду никогда не было. Мы видим также, насколько власти опасаются Крестного хода за мир, рассказывая про то, сколько там будет «агентов Кремля», «ГРУшников» и т. д.
Надо понимать, что к Крестному ходу может присоединиться любой желающий. Соответственно, если туда внедрить провокаторов, то можно будет всю вину свалить на православных. Более того, есть информация, что была дана команда к 26 июля собрать в Киеве националистов из разных регионов страны (Запорожья, Харькова и даже, как ни странно, Херсона). Понятно, что вряд ли выходцы из добровольческих батальонов будут обеспечивать порядок в столице. А ведь и среди силовиков есть раскол, многие из них поддерживают нацистов.
Скажем, инцидент 16 июля в Запорожье, где при нападении на инкассаторскую машину двое боевиков из батальона «Азов» были расстреляны (один убит, другой ранен, третий — задержан), на самом деле вызывает много вопросов. СБУ и полиция отчитались об этом как о спецоперации, где они ловили преступников «на живца», но есть версии, что этот случай отражает противостояние между силовиками, лояльными Порошенко, и теми, которых контролирует Арсен Аваков и др.
Но видно, что Порошенко все-таки старается работать на опережение. Например, появление в открытой печати более-менее правдивых данных о потерях со стороны ВСУ в войне в Донбассе говорит о том, что общественное мнение Украины готовят к реализации минских договорённостей. Как бы это удивительно ни звучало, но в нынешней ситуации Порошенко выгодно не обострять ситуацию на юго-востоке.
Также можно заметить, что на этом поле под влиянием оппозиционных Петру Порошенко сил, которые олицетворяют Юлия Тимошенко и Игорь Коломойский, играет Надежда Савченко, озвучивая непривычные для Киева тезисы. Но нужна ли стабилизация на Украине Соединенным Штатам? Скорее, им выгоднее поддерживать «партию войны».
— Безусловно, участники Крестного хода за мир могут подвергнуться провокациям, в результате чего могут произойти массовые беспорядки, — говорит член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, политолог Богдан Безпалько. — Исключать провокации нельзя, но могут ли они спровоцировать очередной кризис, угрожающий власти — вопрос. Группы радикалов действуют только под управлением координаторов и по заказу, но есть ли он — сложно сказать. Понятно, что следующего президента Украины будут выбирать за океаном, и если была необходимость сменить Порошенко, то западные кураторы это бы сделали уже давно и без особых проблем. Тем более что его рейтинг Порошенко колеблется между отметками в 2−5%.
Пока реальных приготовлений против участников Крестного хода не отмечалось, хотя об угрозах говорят часто. Но попытки помешать православным на Украине были всегда — со времен обретения независимости. Я сам не раз принимал участие в Крестных ходах на Украине и всегда находились люди, которые воспринимали вообще украинское православие как некий вариант зависимости от Москвы. Якобы это мешало им евроинтегрироваться.