В начале этой недели к своему логичному завершению подошла ситуация с противодействием Польши российскому проекту газопровода «Северный поток 2». Польский антимонопольный регулятор UOKiK официально выступил с возражениями против создания совместного предприятия «Газпрома» и газовых компаний Европы: Shell, Uniper, Wintershall, OMV и Engie.
Вынесение окончательного решения по данному вопросу затягивалось поляками с 2015 года, когда реализация проекта стала уже реальной. Хотя изначально было очевидно, что их противодействие будет активным. Но только 25 июля 2016 года представитель UOKiK заявил, что с польской точки зрения совместное предприятие следует рассматривать как слияние компаний, которое «может привести к ограничению конкуренции»:
Gazeta Wyborcza раскрывает опасения Варшавы:
При этом сразу стоит отметить, что само наличие третьих лиц, готовых обеспечивать Польшу поставками природного газа в достаточном количестве и по приемлемой цене, мягко говоря, сомнительно.
На помощь Польше могут прийти Дания и Норвегия, но вероятность и, главное, целесообразность этого остаются спорными.
Впрочем, возражения UOKiK не окончательны, у «Газпрома» и его партнеров в Германии есть две недели на то, чтобы представить свои замечания.
Как говорилось выше, решение польского антимонопольного регулятора являются закономерными и прекрасно ложатся в общую канву борьбы против проекта «Северный поток 2», которая развернулась в странах Восточной Европы. Однако для «Газпрома» это далеко не главная проблема.
Даже при том, что игнорирование решения UOKiK может повлечь наложение штрафа в размере 10% от выручки на рынке нарушения, а также применены «структурные меры».
Как отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов указывает на промежуточность данного этапа бюрократии:
Именно поэтому происходящее больше похоже на торг и шантаж, а не реальную заботу о конкуренции. Дело в том, что газопровод не проходит через территорию Польши, поэтому у Варшавы возникает обида и гонор. К тому же в 2016 году поляки уже заявляли, что после истечения контракта на поставку газа в 2022 году Польша больше не намерена взаимодействовать с Газпромом на долгосрочной основе, а в вопросе закупок газа у России будет руководствоваться ценой голубого топлива. Такие «маневры», по традиции, всегда применяются для того, чтобы выторговать себе лучшую цену.
Европейские компании, надо учитывать, заинтересованы в «Северном потоке 2» по ряду простых и объективных причин. Среди них повышение надежности поставок по сравнению с украинским транзитом, низкая цена голубого топлива из России по сравнению с другими предложениями. Именно поэтому к проекту наиболее применима фраза «ничего личного (в данном случае – политики), просто бизнес». И по крайней мере вся Центральная Европа единодушна в этом вопросе.
Интересно, что, несмотря на столь суровые заявления антимонопольного регулятора, польский оператор газопроводов Gaz System уже высказал интерес в сооружении ветки газопровода от «Северного потока 2» мощностью 11 млрд кубометров газа, что даже немного превышает потребности Польши в газе. При реализации данного сценарии очевидна выгода всех сторон: «Газпром» традиционно поставляет газ в Германию по самым низким ценам в Евросоюзе, и Польша будет получать газ по аналогичной цене с добавкой за реверс. Финансовый директор компании Nord Stream 2 Пол Коркоран уже сообщил, что тарифы транспортировки через «Северный поток-2» будут вдвое дешевле, чем при транзите через Украину.
Вот только Польша далеко не всегда руководствуется экономическими соображениями: политические, осложнённые русофобией, зачастую оказываются важнее. Профессор Центральноевропейского университета Андреас Голдтау так и заявил: «Северный поток – 2» является «лакмусовой бумажкой», которая «покажет, является ли Еврокомиссия органом по надзору за рынком или политическим лицом».
При этом политика будет играть против экономики самого ЕС: сейчас в Европе потребность в поставках газа из-за границы постоянно растёт и, по словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, к 2025 году достигнет 100 миллиардов кубометров. При этом российская компания обладает соответствующими резервами и может увеличить поставки, а вот Европа для этого не имеет достаточно развитой инфраструктуры.
Кроме того, в случае нормализации отношений России с Турцией, что в связи с известными событиями достаточно вероятно, возрастает вероятность реализации и другого газового проекта – строительства «Турецкого потока», но не с четырьмя ветками, как планировалось ранее, а с двумя: на Турцию и Балканы.
Что произойдёт, если UOKiK запретит сделку окончательно? «КоммерсантЪ» приводит четыре варианта развития событий.
Во-первых, самое вероятное — переговоры с польскими шантажистами:
Во-вторых, консорциум может оспорить запрет, но, с учётом того, что это надо будет делать в Польше — шансов на положительное для него решение мало.
В-третьих, консорциум может отозвать ходатайство в UOKiK и заняться делом. Поскольку строительство газопровода никак не задевает территорию Польши, её разрешение не является необходимым, оно просто снижает юридические риски. В этом случае Польше придётся жаловаться в Брюссель и доказывать факт ограничения конкуренции. Это было бы безнадёжным делом, но надо учитывать политику и здесь: Еврокомиссия уже три года тормозит проекты «Газпрома». Как известно, Брюссель всегда выражает интересы Госдепа, а Барак Обама не считает строительство газопровода «лучшей идеей».
В-четвертых, возможно переформатирование консорциума, то есть «Газпром» будет вынужден либо строить все самостоятельно, что крайне рискованно экономически, либо искать инвесторов заново. Этот вариант — самый реальный в случае, если Польша поступил вопреки своим интересам.
Надо понимать, что европейские партнеры нужны «Газпрому» не только как соинвесторы, но и для решения проблем с европейской бюрократией. Молчаливо предполагалось, что Германия с этой задачей справится. Что ж, увидим в ближайшем будущем. В любом случае, вариант «пересборки» совместного предприятия неприятен тактически, так как задержит проект, но не критичен.
Напомним, что ещё в 2012 году Великобритания выражала интерес к «Северному потоку», поскольку ее месторождения в Северном море потихоньку исчерпываются. При вероятном выходе Великобритании из ЕС судьба проекта может круто измениться, сместив акценты именно на российско-британское сотрудничество. И Брюссель в данном случае не сможет повлиять на Лондон.
Известный экономист и политолог Михаил Делягин напомнил в связи с обсуждаемыми событиями слова польского представителя на международной энергетической конференции в 2009 году:
За прошедшее время политика Польши не изменилась: русофобия всего милей, даже себе в убыток. И понятно, что надежда самой Польши перехватить транзит газа после прекращения транспортировки через Украину не имеет реальной почвы. Вот поэтому-то Варшава и выдвигает абсурдные требования:
Пожалуй, этот комментарий Делягина наиболее точно описывает претензии UOKiK. А как поведет себя Европа и Германия в частности — вскоре увидим. В любом случае, от закупок газа у России Европа деться никуда не может.
Фото Politrussia