Статьи

Неудачный переворот в Турции: геополитические итоги

22р

Попытка государственного переворота в Турции, предпринятая военными вечером 15 июля 2016 года, стала важной точкой разворота ситуации в регионе. Внутри Турции началась массовая зачистка инакомыслия: в армии, полиции, гражданских службах, СМИ. Эрдоган пытается полностью сконцентрировать власть в своих руках.

Это не нравится США, привыкшим играть на противоречиях и получающим за счет этого свои дивиденды. В свою очередь, это только усилило крен Турции в сторону России и спровоцировало резкое похолодание отношений с Западом в целом. Геополитические развороты такого масштаба не могли не вызвать заметных изменений в прилегающих странах. Каковы они и что могут принести нам в ближайшем будущем?

Европа

12 сентября 1963 года Турция стала ассоциированным членом ЕС. Пятьдесят лет политика руководства страны была направлена лицом к Евросоюзу. Мало кто верил, что когда-то их полное воссоединение произойдет, но на этом мифе выросло два поколения турок. Однако Евросоюз оказался красивой сказкой.

Еще со времен XVIвека европейские политики привыкли использовать «азиатов» для таскания каштанов из огня. Сулейман I заключил первый договор со своим французским коллегой Франциском I, которым европейские купцы пускались на турецкий рынок. Документы эти документы носили название «капитуляции». Не нужно смешков, тот смысл, который мы вкладываем в это понятие сегодня, тогда был к ним неприменим.

Много позже, а именно в 1740 году, Высокая Порта своей «генеральной капитуляцией» подтвердила привилегии европейским (вначале только французским) купцам и выдала новые. В итоге иностранный капитал очень быстро прибрал к своим рукам не только внешнюю, но и внутреннюю торговлю в империи, после чего, как вы понимаете, независимая внешняя политика страны осталась в прошлом.

Примечательно, что во время Русско-турецкой войны 1806-1812 годов Османская империя несколько раз меняла «покровителя». Непримиримые враги Великобритания и Франция, исходя из своих интересов, толкали ее на войну с Россией, и османы охотно с этим соглашались.

Далее Османская империя вела свои внешние войны с подачи из европейских кабинетов: французского, английского, германского – пока не была уничтожена в горниле Первой мировой войны.

Фактически ничего в этих взаимоотношениях не изменилось и после. Становление нового турецкого государства при Мустафе Кемале Ататюрке и поиск точки опоры до 1960 в конечном итоге привели Турцию к положению поздней Османской империи.

Ее территорию «союзники» использовали на Ближнем Востоке как плацдарм, а на вооруженные силы возложили «почетную» миссию быть основой южного фланга НАТО, который должен был сковать значительные военные силы Советского Союза в то время, когда Запад примет решение раз и навсегда решить русский вопрос.

Даже приход к власти неоосманов и развязывание войны на Ближнем Востоке в пользу США (фактически с 2001 года) не вызвал опасения у Европы. Казалось, что еще немного и враг в лице Россия будет повержен, после чего современные янычары вложат свои ятаганы в ножны и вновь встанут на страже интересов белых «союзников».

Но война затягивалась, а Россия становилась сильнее. В конечном итоге элиты Европы стали понимать, что и они могут стать жертвой этой большой войны, а ятаган может точно так же разить и в другую сторону. Волна беженцев в середине 2015 года показала, что пришло время меняться ролями. Мигранты с востока стали очень мощным и действенным оружием гибридной войны. Причем, как и в начале XIX века, это оружие может работать в интересах непримиримых противников: США и России. Против Европы, чтобы склонить ее к заключению выгодного для них соглашения.

Неудавшийся переворот в Турции мало что изменит в судьбе Европы: проблемы будут в любом случае. История повторилась, но теперь Европа благодаря своей недальновидной политике станет ее жертвой и пожнет посеянные с ее помощью плоды.

Реально осознавая угрозу себе, Европа и вступила в жесткое противостояние с Анкарой. Но было уже слишком поздно…

США

Переворот 1960 года, казалось, окончательно снял все вопросы о том, в чьей зоне влияния оказалась Турция. Спецслужбы США, их армия совершенно свободно чувствовали себя на ее территории и могли включать Анкару в свои политические и военные расчеты.

Далее был развал СССР, создание в Турции идеологии неоосманизма.

Именно в 1960 году к власти пришли силы, сделавшие большой разворот в сторону СССР невозможным, а Турцию – предсказуемой. Такая ситуация просуществовала до начала XXI века, когда Реджеп Эрдоган смог укрепить свою власть настолько, что начал относительно самостоятельную политику в регионе. И интересы эрдогановской Турции практически сразу столкнулись с американскими.

Пантюркизм на восток и север был для США не только приемлемым, но и желательным. Эрдоган же решил начать с юга как с наиболее простого направления, где не надо было противостоять напрямую России, которая к середине 2000-х вновь начала превращаться в грозного противника.

Совместная акция в Сирии стала последним общим мероприятием Анкары и Вашингтона. Именно во время ее проведения вскрылись глубинные противоречия между интересами Турции и США, что весной-летом 2014 года в первый раз толкнуло Эрдогана в «лапы» Москвы.

Для любого турецкого правительства заигрывание с курдами и попытка создания на их территории государственного образования – это красная черта, которую и пересекли американцы. Дружба с Россией для Эрдогана, таким образом, была вынужденной, и он просто выбрал из двух зол меньшее.

Правильность его выбора подтвердили события конца 2015-16 годов. Сбитый российский бомбардировщик Су-24 в конце ноября 2015 года враз уничтожил все наработки с Россией и накалил до небывалой остроты отношения двух стран. Казалось, все вернулось на круги своя и Турция вот-вот, как это уже было в истории, ударит по России, выручая своих западных «партнеров», и свяжет ее в Сирии на долгие годы, что позволит Вашингтону начать наступление на Москву с других направлений. Но этого не случилось.

Вашингтон так и не отменил свои планы по созданию Большого Курдистана, и руководству Турции хватило ума не влезть в самоубийственную схватку с Москвой и «сделать виноватое лицо».

Мол, бес попутал.

Для США это означает крах их планов на Ближнем Востоке, и поэтому был дан зеленый свет перевороту. Знал ли о нем Эрдоган? Наверняка. Именно поэтому он смог уйти от убийц и очень быстро взять ситуацию под контроль – впервые за все время переворотов в Турции. Возможно, главный официальный оппонент президента Турции Фетхуллах Гюлен и не стоял за переворотом напрямую, но именно вследствие разгрома путчистов у Эрдогана появилась замечательная возможность решить большинство своих проблем внутри страны. Да и не очень принципиальная разница, кто именно, США или их марионетка, был организатором. Появилась реальная возможность укрепить свою власть, выметая из страны проамериканскую 5-ю колонну, чем президент Турции и не преминул воспользоваться.

А потому в его действиях все логично и понятно, как понятна и реакция США на переворот. После его неудачи и взятие Анкарой очевидного курса на уничтожение проамериканских агентов влияния в стране, последовали сначала угрозы, а затем и предложение поторговаться.

Голова Гюлена сегодня на кону, и он это прекрасно понимает. У США нет постоянных шестерок, но есть постоянные интересы, а все их агенты влияния – всего лишь разменные пешки на большой мировой шахматной доске. Так уже было много раз.

Но пока не видно, чтобы Эрдоган внимал «здравому смыслу» (с точки зрения Вашингтона), и это дает России уникальный шанс перейти в генеральное наступление на Ближнем Востоке. И не только.

Россия

Президент России умеет ждать и умеет делать такие предложения, от которых очень сложно отказаться. Был велик соблазн, как и в случае с Украиной, дать команду на симметричный ответ в сторону Анкары. На это очень надеялись в Вашингтоне, но чего, конечно, не сделал Владимир Путин. Понимая, что логика событий тянет Турцию в его объятия и что сбитый российский самолет – красиво расставленная перед его турецким коллегой ловушка, он не стал делать резких движений, а стал ждать.

В России много говорилось о том, что турецкий народ – не враг русскому и что только нынешняя политика режима заставляет Москву разрывать экономические связи и принимать ответные меры. Параллельно Россия начала демонстративно создавать лояльные себе курдские формирования, что, естественно, не осталось незамеченным в Анкаре. В общем, альтернатива была Турции продемонстрирована в полной красе, как и путь к спасению.

Перечень обязательных пунктов, которые Турция должна была выполнить для нормализации отношений.

Эрдоган все понял верно и написал в июне 2016 года уже ставшее знаменитым письмо в адрес своего российского коллеги. Что должно было быть дальше? Быстрая нормализация отношений и нахождение взаимовыгодного пути решения, в первую очередь, ближневосточного вопроса.

Примечательно, что и Иран недвусмысленно намекнул, что он не против большого соглашения по региону, если Анкара отвернется от Саудовской Аравии (а в декабре 2015 между Эр-Риядом и Анкарой был заключен практически союз) и согласится разделить интересы в регионе на троих: Россию, Иран, Турцию.

США и Саудовская Аравия в этом случае становились лишними.

О перевороте и его причинах мы уже говорили. Что изменилось уже за эти последние несколько дней?

В Сирии после многих безуспешных попыток правительственная армия замкнула кольцо окружения вокруг «умеренных» в Алеппо. Уже сегодня очевидно, что их положение в окруженном городе почти безнадежно. Турция молчит, а угрозы со стороны США выглядят пустым звуком. Правительство Сирии предложило всем окруженным «оппозиционерам» сложить оружие и выбрать: либо свободный проход, либо амнистию и мирную жизнь.

Воевать в кварталах Алеппо, подобно Сталинграду, отбивая дом за домом, — это большая глупость и перерасход и так не очень больших резервов.

Параллельно с этим у курдов в Манбидже возникли большие проблемы. Они стали нести непропорционально высокие потери, а террористы ИГИЛ (запрещенная на территории России террористическая организация) начали перерезать тылы курдской группировке, окружившей город. И все это случилось после переворота. Возможно, это совпадение?

Возможно, но смотрим далее.

Примечательно, что именно в июне 2016 года дрогнул и первый союзник Саудовской Аравии. ОАЭ вывели свой контингент из Йемена и тем самым положили начало развалу саудовской коалиции, которой все больше приходится отвлекаться от войны с хуситами и пытаться навести порядок на «освобожденной» ими территории. Местные преступные группировки, а они сложились уже очень давно, хотя и очень не любят своих северных сограждан хустов, но еще больше не любят воевать за чужие интересы. А еще им очень не нравятся интервенты.  Йеменский тупик и развал саудовской коалиции в регионе стали косвенным следствием резкого разворота Турции.

А дальше будет строительство «Турецкого потока», который позволит России совершить стратегическое экономическое окружение Киева с юга.

Северную клешню окружения обеспечит «Северный поток-2».

Это позволит уже в 2019 году перейти в широкое наступление на Украину и ее проамериканских марионеток. Не исключено, что их, по примеру турецких «проамериканцев», ждет незавидная судьба. Их объявят предателями, развязавшими гражданскую войну, и начнут преследовать. Под истеричные крики из Вашингтона о несоблюдении «прав человека» и «свободы слова».

Пока звучит неправдоподобно? А кто еще полгода назад мог предположить нынешние «гонения» в Турции?

А в Европе в 2017 году должны состояться принципиальные для будущего континента выборы. И здесь «помощь» беженцев из Турции для Москвы будет тоже к месту.

В общем, маятник качнулся в другую сторону и набирает обороты, и если его не остановит какое-нибудь «случайное» событие, то уже очень скоро мы увидим большие изменения. И для нас в лучшую сторону.

Источник

Фото Politrussia

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.