После долгожданного обращения с извинениями турецкого президента российский лидер неожиданно поспешно все ему простил и даже спустя время протянул руку помощи. Во всяком случае, СМИ и интернет вовсю муссируют тему, как Путин спас своего турецкого коллегу от неминуемой гибели, к которой его приговорили путчисты.
Просочившиеся в прессу детали доклада Совбеза РФ также свидетельствуют, что во время недавнего телефонного разговора Путина с Эрдоганом турецкий лидер поблагодарил коллегу за спасение своей жизни и договорился встретиться в ближайшее время. Вроде бы тогда же Эрдоган поклялся отомстить американцам за организацию неудавшегося, к счастью, военного переворота.
Стала известна и дата свидания Путина и Эрдогана: оно состоится в Санкт-Петербурге 9 августа, о чем сообщил вице-премьер Турции Мехмет Шимшек во время встречи с российским коллегой Аркадием Дворковичем.
Российско-турецкий саммит знаменателен не только тем, что состоится после 9 месяцев крайне напряженных взаимоотношений и сразу после несостоявшегося путча, но и потому, что будет происходить на фоне резко ухудшающихся отношений Турции с Западом. Эрдоган напомнил Евросоюзу о долге в три миллиарда евро, обещанных на прием, обустройство и содержание мигрантов.
«Мы получили только незначительные суммы», — заявил Эрдоган, подчеркнув, что Турция уже приняла три миллиона беженцев, потратив на них 12 миллиардов евро.
«Мы выполняем наше обещание. А европейцы?» — возмущался президент Турции.
Рассорившись вследствие своих претензий с Евросоюзом, Эрдоган, видимо, решил, что пришло время налаживать отношения с Москвой. И отправляется он в Россию не с пустыми руками, а с целым пакетом предложений об антизападных мерах. Москве же очень нужен союзник, чтобы ограничить для США вход в Черное море и умерить аппетиты Запада в этом регионе.
Анализируя предстоящий визит Эрдогана в Петербург, политолог Зардушт Ализаде отметил, что эта встреча придаст новую динамику отношениям Москвы и Анкары.
«Эрдоган и Путин помирятся, обнимут друг друга и забудут старые обиды. Российские туристы вновь будут ездить на турецкие курорты, турецкие строители вновь будут строить в России. Да, было недоразумение со сбитым российским истребителем, но интересы стран диктуют сейчас другое — нужно мириться. Думаю, Путин и Эрдоган смогут сгладить все углы», — полагает Ализаде.
В то же время политолог не сомневается, что отношения между Турцией и США, вопреки предсказаниям некоторых экспертов, не претерпят никаких изменений.
«Для Турции НАТО — золотая фишка, участие в нем придает Анкаре респектабельность, уважение. Если бы Турция не была членом НАТО, она бы сейчас находилась в таком же положении, как Сирия, Египет. Анкара имеет вес в мировой политике именно благодаря НАТО», — считает он.
Касаясь карабахского вопроса, З.Ализаде однозначно отметил, что ни Турция, ни какая-либо другая страна не в состоянии решить этот конфликт.
«Это противостояние под полной монополией России, и она манипулирует как Арменией, так и Азербайджаном. Зачем решать этот конфликт, если ее все устраивает», — убежден он.
Не сомневается в укреплении российско-турецких отношений и заместитель директора Института истории МПГУ Владимир Шаповалов. Он предполагает даже, что Турция пойдет на определенные уступки.
«Именно в этом ключе прошли определенные консультации между российской и турецкой сторонами. В целом нужно подчеркнуть, что самая главная цель Турции в сирийском конфликте всегда была связана с курдской проблемой. Свержение режима Асада — это не ключевая цель турецкого государства. До начала гражданской войны в Сирии взаимоотношения Эрдогана и Асада были достаточно конструктивными. Ухудшение отношений стало следствием тех враждебных действий в отношении Асада, которые предпринимала Турция в рамках сирийского конфликта. Вполне возможно, что в тот пакет корректирующих мер, которые сейчас принимает турецкое правительство во внешней политике, — а это нормализация отношений с Россией, с Израилем, — будет входить и нормализация отношений с правительством Асада.
Российско-турецкое сближение немыслимо без нормализации сирийско-турецких отношений. В силу вовлеченности, враждебности Турции к сирийскому правительству произошел инцидент с российским самолетом, который и стал причиной конфликта между Россией и Турцией», — сказал российский политолог.
Тем не менее, как полагает Шаповалов, разность позиций по курдской проблеме Турции и России сохранится, хотя можно ожидать некоторой коррекции позиции Турции в отношении сирийского правительства.
«Позиции не удастся полностью сблизить потому, что Россия воспринимает курдскую общину Сирии как возможных партнеров во внутрисирийском диалоге и борьбе с ИГ (запрещенная в России организация — прим. ред.). Для Турции же сирийские курды — это потенциальные союзники турецких курдов, поэтому вряд ли позиция Турции будет изменена в сторону смягчения. Маловероятно, что и Россия пойдет навстречу Турции и изменит свое отношение к курдам как к потенциальным партнерам во внутрисирийском диалоге», — полагает он.
Свое мнение haqqin.az о предполагающемся сближении Москвы и Анкары высказал и политический обозреватель польской Gazeta Wyborcza Вацлав Радзивинович.
Он считает, что от налаживания российско-турецких отношений больше всех проиграет Крым. И без того, как отмечает Радзивинович, два предыдущих курортных сезона были для Крыма провальными, и власти полуострова очень рассчитывали на приток россиян после закрытия Египта и Турции. «А после отмены санкций турки оттянут российских туристов к себе, предлагая гостям более высокие стандарты и цены ниже крымских», — уверен польский эксперт.
Заведующая кафедрой международных отношений университета Уфук в Анкаре, экс-депутат турецкого парламента Ойя Акгененч Мугисуддин в беседе с haqqin.az отметила, что у Анкары достаточно мотивов для примирения с Москвой.
«Что касается причин шагов Турции в сторону нормализации двусторонних отношений, то их можно рассмотреть под несколькими углами зрения. Во-первых, Турция из-за ухудшения отношений с Россией терпела серьезные убытки. В период, когда взаимодействие развивалось, торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами расширялось практически по всем направлениям: от промышленности до туризма.
Далее, Россия и Турция — это две державы, от характера взаимодействия между которыми зависит региональная стабильность. Ухудшение обстановки в регионе так или иначе отражалось на наших странах. И это беспокоило Турцию. Во-вторых, известно, что в настоящее время Европа переживает не самые простые времена. И Турции сейчас выгодно строить отношения с Россией, Украиной, Беларусью, Казахстаном. Анкара понимает, что Европа уже не та и она не в состоянии ей помочь», — убеждена Мугисуддин.
В любом случае, на какие бы уступки и соглашения ни пошли лидеры во время своей встречи, сближение России и Турции создаст новую геополитическую картину в регионе, которую еще долго предстоит анализировать. Для нашей страны, однако, ясно одно: турецко-российская вражда не устраивала Азербайджан, а вот сотрудничество как в политике, так и в экономике этих двух держав в наших интересах.