Анонсированные Пекином совместные маневры российских и китайских моряков в Южно-Китайском море вызвали у США нервную реакцию. Похоже, Вашингтон уж очень сильно хочет удушить Евразию в своих объятиях и выходит из себя, когда ему пытаются в этом помешать.
В сентябре текущего года в Южно-Китайском море пройдут совместные учения военно-морских сил России и Китая. Об этом сообщил на днях официальный представитель министерства обороны КНР Ян Юцзун. Маневры будут носить плановый характер, они не будут направлены против какой-либо третьей страны, их главная цель — укрепление сотрудничества между флотами.
В США новость об учениях вызвала некоторую нервозность. Ведущие американские СМИ опубликовали по этому поводу статьи с неоднозначными комментариями, а чиновники выдали очередную порцию прохладных замечаний в адрес российской оборонной политики. Так, исполняющая обязанности помощника министра обороны по вопросам международной безопасности Элисса Слоткин, комментируя последние события, «заподозрила» Владимира Путина в «расширении» рамок российской военной политики и сказала:
The New York Times, рассуждая о грядущих маневрах, опубликовала сразу несколько комментариев американских экспертов, позиция которых в основном сводилась к следующему: о конкретике пока что говорить рано, но как минимум символическую поддержку позиции Китая Россия демонстрирует.
Камень преткновения
Речь идет о том, что территория Южно-Китайского моря уже достаточно долгое время является предметом споров между Китаем, Филиппинами, Вьетнамом, Тайванем, Брунеем и Малайзией. Копья ломаются в основном по поводу принадлежности Парасельских островов и архипелага Спратли.
Наиболее активно Китаю в территориальном споре оппонируют Филиппины, что наталкивает на определенные размышления, так как Манила является основным проводником интересов Вашингтона в регионе. Да и сами Штаты, хотя формально и не имеют ни малейшего отношения к Южно-Китайскому морю, активно вмешиваются в ситуацию.
Министр обороны США Эштон Картер, известный, кстати, своей патологической русофобией, заявилнедавно, что США не поддерживают претензии КНР в Южно-Китайском море и готовы отстаивать эту позицию даже силой оружия.
Параллельно американские силовики начали совершать над островами разведывательные полеты и подводить к ним свои военные корабли.
Пекин ответил на претензии американцев достаточно жестко. Так, заместитель главы генштаба Народно-освободительной армии Китая Сун Джянгуо заявил, что КНР намерена решать все проблемы через диалог и консультации с заинтересованными сторонами, а МИД Китая уточнил, что США не являются стороной спора в Южно-Китайском море.
МИД РФ, в свою очередь, сообщил, что Россия не намерена втягиваться в «южно-китайский конфликт», и призвал решать все вопросы мирным путем, что резко контрастирует с воинственными заявлениями американцев.
Лишь бы повод был
Ситуацию осложнило обращение Филиппин в Третейский суд в Гааге, который в середине июля отвергпретензии КНР на исключительную экономическую зону в районе архипелага Спратли. При этом Китай воспользовался своим правом и в принципе не стал участвовать в судебных разбирательствах, подчеркнув, что все противоречия должны быть решены исключительно в двухстороннем порядке. США же не упустили возможность в очередной раз кинуть камень в китайский огород, поддержав филиппинцев, что объясняется очень просто: тлеющий конфликт дает Вашингтону потенциальную возможность усилить свое присутствие в регионе.
Более ста лет назад американский адмирал Альфред Мэхэн написал, что Америка должна душить Евразию «кольцами анаконды», беря под свой контроль ключевые выходы в мировой океан. И то, что происходит в Южно-Китайском море, — лишь часть этой большой игры. Ряд стран Юго-Восточной Азии уже втянут в Транстихоокеанское партнерство, теперь Штаты лоббируют создание в регионе аналога НАТО, который будет угрожать России и Китаю с востока.
Голова должна быть холодной
Цели России в данном случае строго противоположны. Россия категорически не заинтересована в полномасштабном конфликте, тем более что со всеми сторонами территориального спора она находится в традиционно хороших отношениях. Поэтому в наших интересах «охладить горячие головы». И все указывает на то, что участием в сентябрьских учениях Россия преследует именно такую цель.
Это все равно что патрулирование полицией неблагополучных районов с профилактической целью. Когда рядом находится машина с мигалкой, желание конфликтовать и совершать правонарушения резко падает. Учитывая тот факт, что у России нет никаких непосредственных интересов в Южно-Китайском море, Москва могла бы стать оптимальным арбитром и мировым полицейским в данном вопросе. При благоприятном исходе это способствовало бы резкому росту нашего влияния в планетарном масштабе. А заодно и сковало бы действия заокеанскому провокатору.
Фото Politrussia