Если в экономике ничего не менять, то уже в следующем году нечем будет платить зарплаты, а молодые семьи с детьми будут самыми бедным слоем российского общества. Таков смысл обращения первого заместителя министра финансов Татьяны Нестеренко, которое продолжают активно обсуждать в прессе и блогосфере. Людей поражает не столько сама оценка, сколько то, что она была сделана ответственным чиновником.
Откровениями Татьяна Нестеренко разразилась на форуме «Территория смыслов — 2016». По содержанию речь была похожа на выступление оппозиционного политика, но никак не первого зампреда ведомства, отвечающего за финансы страны. Тем более, накануне парламентских выборов.
«Если ничего не менять, то к концу следующего года у нас не будет ни резервов, ни возможности выплатить зарплаты, у нас будут серьезные экономические проблемы. Бюджетная сфера — наш главный внутренний вызов», — заявила Нестеренко. По ее словам, когда нефтегазовые доходы «текли рекой», сложно было удержаться т соблазна тратить деньги на масштабные проекты, повышать зарплаты и пенсии. «Наша экономика в таком масштабе, в каком есть сейчас, не отвечает тем нашим обязательствам, которые мы набрали и которые мы обязаны исполнять», — подчеркнула замминистра.
Но еще более откровенно она сказала о том, о чем не решались говорить многие оппозиционеры. «Самыми бедными в России, около 37 процентов из числа всего бедного населения, являются молодые семьи, которые имеют двух детей. У них нет жилья, они еще ничего не создали. Нужно создавать условия, чтобы бедных среди молодых не было. Нужно, чтобы женщина быстро выходила на работу, для этого нужны детские сады и так далее», — поставила диагноз нынешнему положению вещей Нестеренко.
И если вдуматься в ее слова, становится очевидной вся несправедливость нынешних экономических отношений. Ведь что такое молодые семьи с двумя и более детьми? Как правило, это образованные люди, хорошие специалисты, полные сил и желающие их приложить на благо страны. Но они сегодня самые бедные. Учитывая размер прожиточного минимума, можно сделать вывод, что им элементарно не хватает на еду и они вынуждены жить в состоянии постоянной острой нужды.
Но самое главное — многие отцы бедных семейств на самом деле зарабатывают весьма неплохо. Но, не имея собственного жилья, вынуждены львиную долю дохода отдавать на покрытие высоких процентов по ипотеке или на оплату аренды квартиры. В результате у самых активных граждан наступает фрустрация — обида на общество и потеря мотивации что-то делать…
— Денег у правительства действительно нет, его проекты малоэффективны, и всё будет печально без расширения налоговой базы, — согласен с оценкой замминистрапрофессор кафедры экономической политики Санкт-Петербургского государственного университета Геннадий Алпатов.
— Налоговая база может расширяться только благодаря частному бизнесу. Поэтому надо дать свободу предпринимательству, защитить его формированием независимой судебной системы. Всё это общеизвестные вещи. Надо не увеличивать налоговое бремя, а именно расширять налоговую базу. Тогда появятся деньги в бюджете, примерно года через три.
— На ваш взгляд, будут приняты необходимые меры?
— Сейчас правительство печатает деньги и тем самым поднимает инфляцию. Просто обесцененными деньгами пополняют бюджет. Это как надеть маску на глаза и думать, что всё хорошо. По цифрам поступления в казну растут, но цены растут быстрее. Пожалуй, мы остались единственной страной, которая начинала в конце 1980-х «перестройку» и у которой постоянно инфляция выше 10%. Эта долгосрочная инфляция означает, что государство просто продолжает печатать обесцененные деньги. И это правительство будет делать, наверное, в дальнейшем.
— Есть советский рецепт повышения рождаемости. Была государственная дотация, примерно на уровне 30−35%, на весь ассортимент детских товаров (пеленки, детское питание). Вырастить ребенка стоило намного дешевле, чем сейчас. Дотировались товары непосредственно через предприятия легкой и текстильной промышленности. Дотировалась школьная форма, выдавались бесплатные учебники. Сегодня за все товары родители платят по полной. Рождается ребенок, соответственно, доходы семьи в расчете на человека резко сокращаются.
В какой-то степени правительство предлагает использовать советский опыт, говоря об открытии детских садов и более раннем выходе молодых женщин на работу. Но кто будет сидеть с детьми? Ключевая фигура тут — бабушка, которая выходит на пенсию в 55 лет. Но сейчас предлагают повысить пенсионный возраст, значит, с детьми будет некому сидеть. В советское время был комплексный подход к проблеме, а нынешняя политика крайне противоречивая.
Что касается проблемы жилья для молодых семей, то надо ориентироваться на мировую практику. В мире наблюдаются две тенденции. Первая — деурбанизация. Людям дают участки земли и не облагают их большим налогом, чтобы люди сами строили дома. В результате население равномерно расселяется по территории, а не концентрируется в городах, как у нас. Пример разумной политики видим в Соединенных Штатах. Вторая тенденция — рынок переходит к арендному жилью. Можно вспомнить нашу дореволюционную историю, когда даже Пушкин снимал квартиру в Петербурге на Мойке, на первом этаже.
Мы должны ставить цель развивать рынок дешевого арендного жилья, чтобы аренда была дешевле содержания собственной квартиры. Это повышает мобильность трудовых ресурсов. Государство должно помочь бизнесу построить «доходные» дома.
— Слова Татьяны Нестеренко не в полной мере соответствуют действительности, — считает профессор Академии труда и социальных отношений Андрей Гудков.
— По большому счету, слова замминистра — это «пугалка» для неосведомленной публики и людей со слабыми нервами. Такую «пугалку» было бы логичнее услышать на волнах «Голоса Америки». Наш Минфин с успехом заменяет «вражеские голоса», транслируя если не то же самое, то похуже.
Да, сейчас снова нисходящая тенденция цен на нефть. Экспортную пошлину придется уменьшать, что уменьшит поступления в бюджет. Но это не первая нисходящая тенденция, обычно они сменяются восходящими. Надо только набраться терпения.
Если мы в модели развития экономики зафиксируем ни на чем не основанное предположение, что цена на нефть упадет до 30 долларов за баррель и экспортную пошлину не с чего будет брать, то резервы действительно исчерпаются. Но нефть должна подорожать.
— Как исправить ситуацию с молодыми семьями?
— Надо прекратить демонтировать систему социальной защиты материнства и детства. Сейчас обсуждается вопрос о введении НДФЛ на декретные пособия. Получится, что вместо 100% люди получат 87% прежней суммы. Если действовать в такой логике, то демографическая ситуация осложнится.
Конечно, у нас очень дорогая ипотека.
В-третьих, надо решать вопрос с низкой заработной платой для женщин и вообще для молодежи.
В-четвертых, нельзя было перекладывать столько социальных обязательств на региональные бюджеты. Многие из них находятся в плачевном состоянии, и регионы не могут помогать молодым семьям.
Нынешнее положение вещей недопустимо. Нестеренко правильно обозначила проблему, и необходимо обсуждение мер, которые надо принять на уровне регионов и федерального центра.
Одновременно надо вернуть госсубсидирование детских товаров. И надо подумать об импортозамещении, о производстве детских товаров на территории России. Но этот вопрос упирается в инвестиции, а инвестиций нет из-за вывоза средств за рубеж крупными корпорациями. Причем они это делают не потому, что такие плохие, просто им надо отдавать кредиты, которых набрали почти на 600 млрд. долларов.
Фото ТАСС
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).