В июне Азербайджан окончательно оформил свой статус в качестве партнера по диалогу в ШОС, ратифицировав меморандум, подписанный Генсеком ШОС и министром иностранных дел Азербайджана в марте 2016 года. Статус партнера по диалогу рассматривается как промежуточное звено между статусом наблюдателя и полноправным членством в организации. И уже тогда министр иностранных делЭльмар Мамедъяров заявил, что амбиции его страны выходят за рамки статуса партнера по диалогу.
Параллельно с Азербайджаном процедуру присвоения статуса партнера по диалогу прошли Камбоджа, Непал и Армения. Сближаясь с ШОС, Баку старается не отстать от своего главного регионального противника и нивелировать возможные преимущества армянской интеграции с евразийскими государствами.
Экономика
Резкое падение нефтяных цен в 2014-2015 годах нанесло серьезный удар по экспортно ориентированной экономике Азербайджана. Поступления в бюджет сократились, а девальвация маната не только поставила под угрозу финансовый сектор страны, но и привела к ухудшению социально-экономического положения рядовых азербайджанцев.
Одним из направлений, которое, по мнению руководства страны, способно компенсировать спад поступлений от экспорта углеводородов, является превращение Азербайджана в транспортный хаб мирового значения. Азербайджан и ранее предпринимал попытки создания транспортных коридоров. Но если раньше главной задачей азербайджанцев можно было назвать стремление вывести экспорт углеводородов из-под контроля России, диверсифицировав трубопроводные маршруты, то сейчас эту задачу дополнили другие.
Основная цель создания транспортных коридоров через территорию Азербайджана видится в организации транзитных перевозок товаров из Китая и Индии в Европу. К концу 2016 года планируетсязавершить строительство железнодорожных магистралей «Баку-Тбилиси-Карс» в рамках коридора «Восток-Запад» и «Астара-Решт» между Азербайджаном и Ираном в рамках коридора «Север-Юг».
Сближение с ШОС даст возможность Азербайджану активнее привлекать ее членов к подобным проектам. Баку не желает оставаться в стороне от интеграционных процессов между членами ШОС в Каспийском регионе. Имея крупный порт и подкрепив его мощности железнодорожными ветками, Азербайджан будет претендовать на значительную долю в международном транзите.
При этом продолжает уделяться внимание и традиционной сфере нефтегазового экспорта, где у Азербайджана есть союзники не из числа членов ШОС. Это Европа, долгое время декларировавшая желание снизить зависимость от российского газа; Турция, стремящаяся стать энергетическим узлом на пути в Европу; и США, на словах ратующие за прочные связи Азербайджана и ЕС в энергетике, но на самом деле не скрывающие своего желания вывести Азербайджан из-под влияния Москвы. За двадцать пять лет эти страны фактически смогли реализовать один масштабный проект — трубопровод «Баку-Тбилиси-Джейхан», остальные проекты, мощнейшим из которых должен был стать «Набукко» так и остались на бумаге.
Но западные страны продолжают борьбу за Азербайджан. Сегодня на повестке проект TANAP — Трансанатолийский газопровод, который должен соединить азербайджанское месторождение «Шахдениз» и западное побережье Турции, обеспечив транспортировку газа к границам Европы. ЕС дажевыделил грант на разработку проекта TANAP в размере 10,3 млн. евро.
Безопасность
Основная проблема Азербайджана в сфере безопасности — это урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Весеннее обострение сменилось активным переговорным процессом, основную скрипку в котором играет Россия.
Азербайджан понимает, что в нынешних условиях возможности западного давления на армянскую сторону в плане нормализации отношений на линии соприкосновения войск крайне ограничены. Тем более склонить Ереван к реальным шагам в пользу Баку американские и европейские партнеры не могут.
Азербайджанскую позицию безоговорочно поддерживает Турция, но в свете напряженных отношений с Москвой, Баку не мог рассчитывать на значительную политическую и тем более военную помощь Анкары. Сейчас российско-турецкие отношения налаживаются, а значит у Баку есть шанс, что турецкий голос в защиту Азербайджана будет услышан в Москве.
С другой стороны Армения остается главным союзником России на Кавказе и связана с Москвой в рамках ОДКБ, что нельзя не учитывать азербайджанским военным, попробовавшим военным путем вернуть Карабах под свой контроль.
Активные разговоры о перспективах вступления в ШОС Ирана, неофициально поддерживающего Армению, создают для Азербайджана опасность формирования еще одного, потенциально опасного союза. Да, на сегодняшний день ШОС не является военным блоком, а лишь стремится координировать сотрудничество стран-участниц в сфере безопасности. Однако, меняющаяся геополитическая ситуация может в дальнейшем привести и к более тесному военному сотрудничеству, ведь уже сейчас, после решения США разместить в Южной Корее систему ПВО THAAD, эксперты заговорили о возможности создания единой ПРО в рамках ШОС. А потому Азербайджан не может полностью скидывать со счетов вероятность трансформации ШОС в сторону формирования военного блока.
В этом случае территория каспийской республики может оказаться почти полностью окруженной государствами, связанными друг с другом обязательствами в военной сфере. И тогда уже не Турция и Азербайджан будут организовывать блокаду Армении, а армянские союзники из числа членов ШОС и ОДКБ смогут блокировать Азербайджан. Это, конечно, наиболее пессимистический сценарий, но не учитывать его Баку не может.
Вторым важным для Азербайджана вопросом в сфере безопасности является борьба с терроризмом и экстремизмом. Зимние столкновения с полицией определенные круги как внутри страны, так и за ее пределами уже пытались преподнести как пример репрессий властей в отношении шиитской общины. Запад, столь ненавидящий Иран, вдруг озаботился азербайджанскими шиитами. Но исторически являясь шиитской страной, Азербайджан тем не менее старается сохранить свою светскость. Азербайджанское руководство осознает, что заигрывание с религиозным радикализмом, да еще и подогреваемым извне, ни к чему хорошему не приводит.
Географическое соседство с очагами напряженности на Ближнем Востоке, наличие крупных и боеспособных террористических организаций, ведущих полномасштабные боевые действия в соседних с Азербайджаном государствах являются дополнительным источником беспокойства для политического руководства и правоохранительных органов Азербайджана.
Учитывая нынешнюю неэффективность западных методов борьбы с экстремизмом и терроризмом как на Ближнем Востоке, так и в самих странах Запада, Азербайджану стоит внимательнее отнестись к сотрудничеству стран ШОС в вопросах антитеррора. В отличии от европейских государств практически все члены ШОС, большинство из которых испытали на себе действия террористов, выступают за жесткие меры противодействия экстремизму и терроризму. Сближение с ШОС позволит Азербайджану координировать свои усилия с членами ШОС, использовать опыт партнеров, и, наконец, в случае необходимости рассчитывать на реальную помощь в борьбе с террористической угрозой.
Политика
Помимо внешнеполитических вопросов, завязанных на уже упомянутые экономические интересы и стремление вернуть Нагорный Карабах, перед руководством Азербайджана стоит еще одна, пожалуй, главная политическая задача — сохранение нынешнего режима.
Примеры «цветных революций» ясно доказали азербайджанским руководителям, что их политические враги могут воспользоваться такими «революционными» методами смены власти, особенно, если заручатся поддержкой Запада. А в том, что Запад готов с выгодой для себя поддерживать радикальные настроения в среде оппозиции, официальный Баку не сомневается. При чем перепады настроений западных флагманов демократии могут быть столь частыми и резкими, что руководство страны может не поспеть перестроить свою политику под европейского, а главное, заокеанского партнера.
Такая позиция Баку вкупе с отказом поддержать антироссийские санкции привела к резкому обострению отношений с Западом. С осени 2015 года в США и странах Европы прокатилась кампания по дискредитации руководства и, в первую очередь, лично президента Ильхама Алиева. Правозащитная общественность и политики разного уровня призывали заморозить отношения с авторитарным, недемократическим режимом, грозили санкциями руководителям Азербайджана и членам их семей, хотя еще недавно активно продвигали их позитивный имидж в мировом информпространстве.
В конце зимы 2016 года произошло очередное резкое изменение политики США и Европы в отношении Азербайджана. Занявший сдержанную позицию в отношении российско-турецкого конфликта Азербайджан показался Западу потенциально антироссийским и интерес к сотрудничеству неожиданно вернулся. Этому способствовала и заморозка проекта «Турецкий поток», оживившая дышавшие на ладан проекты энергетических коридоров в обход России.
В этих условиях Азербайджан попытался получить поддержку силовой операции в Нагорном Карабахе, но его надежды оказались тщетными. Ни США, ни лидеры ЕС не предложили серьезной помощи и операция захлебнулась как с военной, так и с политической точки зрения. Опять главным миротворцем стала Москва. Эти события показали азербайджанской власти, что у Запада сейчас нет достаточных сил для оказания реальной помощи, а ввязываться в очередной конфликт с перспективой громкого военного и политического проигрыша Москве ради маленькой далекой страны западные партнеры не хотят.
Другое дело дестабилизация внутриполитической ситуации. Здесь и помощь минимальна, и все проблемы ложатся на саму страну, подвергшуюся внешней демократизации. Сейчас Азербайджан наблюдает за развитием ситуации в Армении. Очередная попытка смены режима в Ереване, как ни странно, несет мало облегчения азербайджанцам, ведь задача этой революции — разрыв связей с Россией, а не улучшение отношений с соседом. Трудно представить, что радикальная армянская оппозиция откажется от столь мощного объединительного элемента как национальная идея. Смогут ли в случае успеха армянские оппозиционеры долго удерживаться у власти, если согласятся на возвращение Карабаха Азербайджану? Наоборот, так как перспективы резкого наступления благоденствия в Армении достаточно сомнительны, то в случае обострения внутриполитической ситуации и действующему режиму, и рвущейся к власти оппозиции война с Азербайджаном будет даже выгодна.
Баку понимает, что при таком развитии событий его положение может сильно ухудшиться. Если маленькая победоносная война в начале экономического кризиса пока у страны еще были деньги не удалась, и союзников, горящих желанием помочь, не нашлось, то что будет дальше? Социальная обстановка в стране накаляется, поступлений от экспорта все меньше, соседние государства активно сближаются. Таким образом, перспектива обострения армяно-азербайджанского конфликта не сулит ничего хорошего.
В этих условиях для Баку естественным было бы заручиться поддержкой незападных лидеров. И если прямые контакты с Россией могут вызывать определенное недовольство антироссийских и националистических сил, то контакты в рамках ШОС снижают потенциал для критики.
Династический вопрос
Как и многие ныне действующие руководители государств с авторитарными, по мнению Запада, методами руководства Ильхам Алиев ищет юридические основания укрепить свою власть и обеспечить преемственность в случае возможных изменений в стране. С этой целью 18 июля президент направил в Конституционный суд проект акта референдума о внесении изменений в конституцию страны. А уже 25 июля высший судебный орган Азербайджана признал предложенные изменения в основной закон страны конституционными.
Нововведения, в частности, предполагают увеличение срока пребывания президента у власти с пяти до семи лет, введение должностей первого вице-президента и вице-президентов Азербайджана, при чем кандидаты на эти должности не избираются, а назначаются самим президентом.
Еще одним предложением Алиева является внесение в конституцию поправки, отменяющей возрастной ценз для кандидатов в президенты. Согласно действующему законодательству президентом республики может быть избран гражданин не моложе 35 лет. В случае, если новые поправки в конституцию пройдут, никаких ограничений по возрасту у кандидатов не будет. Если предположить, что по итогам президентских выборов 2018 года Алиев останется у власти, то с учетом семилетнего срока к 2025 году он при желании сможет передать власть либо одной из дочерей, либо сыну Гейдару, младшему из детей, которому к тому моменту будет всего 28 лет.
Но для того, чтобы спокойно дожить до этих времен президенту Азербайджана надо уже сейчас обеспечить себе максимально устойчивую позицию. В этой связи опора на страны ШОС может способствовать укреплению нынешней власти. Россия в Сирии уже перешла от позиции стороннего наблюдателя, присущей ее внешней политике в 1990-х, к активным действиям по защите своего союзника. Китайско-американские отношения находятся далеко не в лучшем состоянии. Практически все участники ШОС негативно относятся к нарушению суверенитета и вмешательству Запада во внутриполитические процессы независимых государств. При такой ситуации Баку может надеяться, что и в его случае Москва и Пекин могут решиться на поддержку нынешнего президента Азербайджана. А ведь претензии Запада к Алиеву никуда не исчезли. Их лишь отложили до поры, до времени. Даже если Алиев будет стараться не раздражать американских и европейских партнеров и смягчит позицию власти в отношении демократических прав и свобод, как минимум один повод для формального недовольства у Запада сохраняется. Выборы 2018 года будут для Ильхама Гейдар оглы четвертыми, а это само по себе повод для обвинений в авторитаризме.
Таким образом, после получения статуса партнера по диалогу ШОС Азербайджан стоит перед выбором — ускорять сближение с организацией или воздержаться от полноценного членства. В сложившихся условиях Баку выгоднее не тормозить интеграционный процесс. Своим сближением с ШОС Азербайджан может решить несколько стратегических задач:
- получить возможность стимулировать собственную экономику за счет несырьевого сектора;
- не дать возможность Армении приобрести преимущество от более глубокой интеграции в ЕАЭС и ШОС;
- укрепить собственную позицию на переговорах по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе, а в дальнейшем постараться привлечь на свою сторону авторитетных членов ШОС (Россию, Китай, Индию);
- заручиться поддержкой членов ШОС в вопросе противодействия внешнему вмешательству во внутриполитическую ситуацию в Азербайджане и тем самым обеспечить устойчивость нынешнего режима;
- использовать опыт и помощь партнеров по ШОС в борьбе с проявлениями терроризма и экстремизма.
При этом Баку постарается не демонстрировать чересчур открыто своей заинтересованности в сближении с Россией или Китаем в ущерб другим направлениям внешней политики. С присущей нынешнему президенту восточной гибкостью во внешней политике Алиеву необходимо в случае вступления в ШОС избежать открытой конфронтации с западными партнерами. То, что их собственные интересы в любой момент могут перечеркнуть любые обещания и союзнические заверения руководитель Азербайджана уже убедился. И если политический опыт подсказывает, что нельзя хранить все яйца в одной корзине, то почему бы одной из этих корзин не стать ШОС?
Фото Politrussia